Стратегические задачи развития топливно-энергетического комплекса и подготовки кадров высшей квалификации по энергетическому праву
Стратегические задачи развития топливно-энергетического комплекса и подготовки кадров высшей квалификации по энергетическому праву
Аннотация
Код статьи
S231243500022432-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Романова Виктория Валерьевна 
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
20-25
Аннотация

В настоящее время подготовка профильных юридических кадров высшей квалификации для топливно-энергетического комплекса приобретает особое значение. Энергетическая отрасль Российской Федерации продолжает активно развиваться, появляются новые направления, новые задачи, для решения которых необходимо надлежащее правовое обеспечение. Для формирования нормативной правовой базы, регулирующей применение цифровых технологий в энергетической отрасли, использование водородной энергетики, возобновляемых источников энергии, беспилотных летательных аппаратов и многих других прорывных направлений дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса требуется проведение множества правовых исследований, в том числе сравнительно-правовых. Такая работа должна проводиться на системной основе профессиональными юридическими кадрами высшей квалификации. Данное направление подготовки кадров высшей квалификации для топливно-энергетического комплекса заслуживает всесторонней поддержки, так как отвечает задачам обеспечения энергетической безопасности, энергетического правопорядка как на национальном, так и на международном уровнях.

Ключевые слова
энергетическое право, энергетическая стратегия, подготовка кадров высшей квалификации, порядок присуждения ученых степеней
Классификатор
Получено
16.01.2021
Дата публикации
01.03.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
166
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 года № 216, совершенствование нормативно-правовой базы, кадровая обеспеченность организаций топливно-энергетического комплекса относятся к задачам по обеспечению энергетической безопасности.
2 Развитие кадрового потенциала, развитие отраслевой системы профессиональных квалификаций и компетенций с учетом приоритетных направлений технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса отнесено к стратегическим задачам в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года (далее по тексту — Энергетическая стратегия).
3 Для достижения поставленных стратегических целей в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации согласно Энергетической стратегии потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Значительное внимание в Энергетической стратегии уделяется необходимости совершенствования действующего и разработки нового нормативного правового регулирования, в том числе в области прорывных технологий: цифровой трансформации энергетики; водородной энергетики; использования возобновляемых источников энергии и накопителей энергии; использование беспилотного и «подключенного» транспорта; использования сжиженного природного газа и др.
4 Правовое обеспечение в сфере энергетики касается всех граждан страны, коммерческих, некоммерческих организаций. Без обеспечения энергетическими ресурсами невозможно жить, заниматься какой-либо деятельностью. Вопросы бесперебойного снабжения энергетическими ресурсами, адекватные цены на энергетические ресурсы, безаварийное функционирование энергетической инфраструктуры являются актуальными для каждого жителя в силу объективных причин. Фундаментальной задачей энергетического права является обеспечение надлежащего состояния энергетического правопорядка. Выделяя принципиальную задачу правового регулирования в сфере энергетики, А.Г. ЛисицынСветланов отмечает, что «обеспечение баланса интересов энергетических компаний, значительная часть деятельности которых связана с внешним рынком, и общественных интересов внутри страны, связанных с энергообеспеченностью населения, рассматривающих энергоресурсы как национальное достояние. В данном случае необходим системный подход, сочетающий принятие актов публичного и частного права, а также обеспечение правом баланса частных и публичных интересов. Выполнение этих условий необходимо для энергетического права — центрального звена регулирования в сфере энергетики» [1].
5 Стратегические задачи в сфере энергетики обусловливают и необходимость активизации правовых исследований по наиболее острым проблемам правового регулирования в различных отраслях энергетики. Такая работа должна проводиться на системной основе профессиональными юридическими кадрами высшей квалификации. В этой связи подготовка профильных юридических кадров высшей квалификации для топливно-энергетического комплекса приобретает особое значение.
6 На сегодняшний день правовая база, позволяющая осуществлять подготовку таких профильных кадров, имеется.
7

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 октября 2017 года № 1027 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» энергетическое право включено в номенклатуру научных специальностей. Шифр 12.00.07. Наименование групп научных специальностей, наименование научной специальности — корпоративное право; конкурентное право; энергетическое право. Наименование отраслей науки, по которым присуждается ученая степень: юридические.

8 Защитить диссертационные исследования по энергетическому праву в рамках действующей номенклатуры научных специальностей в настоящее время можно в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [2], в Санкт-Петербургском государственном университете [3].
9 Подготовка кадров высшей квалификации по энергетическому праву в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1538, на сегодняшний день осуществляется на базе кафедры энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в Центре энергетического права Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
10 Разработанные программы позволяют подготовить специалистов высокого профессионального уровня, способных принимать активное участие в развитии правового регулирования в сфере энергетики, в экспертной деятельности, достойно представлять и защищать интересы российских энергетических компаний, организаций, государственных органов, способных обучать будущих юристов в сфере энергетики с учетом приобретенных навыков и компетенций.
11 Для Российской Федерации такая отрасль правовой науки, как энергетическое право, является пока еще сравнительно молодой, требуется проведение большой работы по дальнейшему развитию необходимой инфраструктуры для подготовки профильных юридических кадров высшей квалификации по энергетическому праву и всесторонняя поддержка этого направления.
12 В этой связи хотелось бы остановиться на проекте Приказа Минобрнауки России «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени», который длительное время не был размещен на официальном портале, кулуарность обсуждений проекта вызывала справедливые вопросы и обращения в различные инстанции, и в итоге проект был размещен 30 ноября 2020 года — ID проекта 01/02/11-20/00111050 [4].
13 После ознакомления с вышеуказанным проектом Приказа Минобрнауки России представителями науки, образования, государственных органов, общественных организаций были направлены соответствующие предложения, уточнения к проекту приказа.
14 В пояснительной записке к обсуждаемому проекту указывается, что при подготовке проекта приказа учитывалась необходимость исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президента Российской Федерации по науке и образованию от 28 марта 2020 года № Пр-589, в соответствии с которым следует принять меры по укрупнению номенклатуры, созданию условий для подготовки кадров и проведения научных исследований на междисциплинарной основе [5].
15 В пояснительной записке к проекту приказа также отмечается, что «утверждаемая проектом приказа номенклатура отвечает современным научным тенденциям, международным принципам классификации научных направлений, в частности принятым Организацией экономического сотрудничества и развития. При разработке новой редакции номенклатуры рассмотрены предложения федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, ведущих экономических и вузовских центров».
16 Правовой анализ размещенного проекта вызывает беспокойство по поводу того, насколько данный проект приказа отвечает современным научным тенденциям. Возможно, понимание того, что относится к современным научным тенденциям, может быть разное. Однако из обсуждаемых в научном, экспертном сообществе предложений по доработке приказа явствует, что этот пункт пояснительной записки вызвал многочисленные дискуссии.
17 В отношении соответствия принятым Организацией экономического сотрудничества и развития (далее по тексту ОЭСР) классификациям также возникли вопросы. Приведем пример, касающийся правовых наук. На сайте ОЭСР размещен расширенный классификатор [6]. В отношении юриспруденции в указанном классификаторе предусмотрено следующее: Код OECD: 5.05; Наименование второго уровня на английском языке: Law ; на русском языке: Право ; Код WoS : OM ; 3 уровень : английское наименование: LAW; Русское наименование: Юриспруденция. Таким образом, в рекомендуемой разработчиками проекта приказа классификации Организации экономического сотрудничества и развития раздел, в котором бы указывались отдельные научные специальности, отсутствует.
18 Обратимся к тексту проекта размещенного приказа. В отношении юриспруденции проект включает следующее. Область науки указана в пункте 5 и называется «Социальные и гуманитарные науки»; Группа специальностей для данного раздела указана в пункте 5.1 и называется «Право». Присуждение ученой степени предлагается по отрасли научной специальности. В отношении правовых наук в проекте приказа указывается: юридические науки. Представляется, что этот подход вполне разумный. И в этой части соответствует и международной классификации, на которую ссылаются разработчики.
19 Вопросы вызвал дополнительный раздел таблицы, который называется «Научная специальность». В проекте приказа (в части относимой к праву) данный раздел включает в себя пять «научных специальностей»: теоретико-исторические правовые науки; публично-правовые (государственно-правовые) науки; частноправовые науки (цивилистические); уголовно-правовые науки; международно-правовые науки. Данный раздел не соответствует ни международной классификации, ни современным тенденциям, о которых упоминается в пояснительной записке.
20 В международной классификации такого раздела просто нет. Представленный в проекте перечень правовых наук по своему составу выглядит очень странно. В этой связи возникает вопрос о целесообразности оставления указанного дополнительного раздела в предлагаемой таблице проекта приказа. Проще всего этот раздел вообще убрать.
21 Если этот раздел для каких-то целей нужен, возможно, для того чтобы формально отчитаться о выполнении поручений о проведении «междисциплинарных» исследований, то список правовых наук необходимо дополнить как минимум еще одним пунктом — комплексные правовые науки, которые давно и успешно развиваются.
22 Принимая во внимание значимость энергетического права для всех граждан и юридических лиц, невозможностью неиспользования энергетических ресурсов для жизни и деятельности, представляются вполне обоснованными и предложения о дополнении этого списка конкретной отраслью права — энергетическим правом. Такие предложения, как и предложения о дополнении списка пунктом о комплексных правовых науках, направлены (все обращения официально зарегистрированы) разработчикам от Министерства энергетики Российской Федерации, членов Российской академии наук, Ассоциации юристов России, Российской академии юридических наук, Центра энергетического права СПбГЭУ и др.
23 На сегодняшний день в проекте приказа значится стадия «Завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта» [7]. Хочется надеяться, что представленные обоснования, рекомендации, предложения по уточнению редакции проекта приказа все же найдут отражение в указанном документе. В любом случае при доработке проекта в этой части хотелось бы, чтобы данный проект принес пользу в развитии науки и способствовал развитию правового регулирования, но не создавал новые административные барьеры.
24 При подготовке кадров высшей квалификации представляется целесообразным также учитывать следующее. Действующий федеральный государственный стандарт по направлению подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению 40.06.01 Юриспруденция не связывает защиту диссертации с получением диплома с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», но при этом предусматривает, что в рамках государственной итоговой аттестации необходимо представление научного доклада об основных результатах подготовленной научноквалификационной работы (диссертации), что означает, что к моменту государственной итоговой аттестации диссертационное исследование должно быть выполнено.
25 Ученые степени присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации. В настоящее время в соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» уже более 27 научных и образовательных организаций [8] получили право устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, порядок их оформления и выдачи и др.
26 Представляется возможным обратить внимание на соответствующий задачам развития науки порядок присуждения ученых степеней, действующий в Санкт-Петербургском государственном университете.
27 Подробно ознакомиться с данным порядком можно на сайте Санкт-Петербургского государственного университета, где размещена и презентация о порядке присуждения ученых степеней, в которой в хронологическом порядке представлена также последовательность принятых локальных актов Санкт-Петербургского государственного университета в данной сфере [9].
28 В указанной презентации о порядке присуждения ученых степеней в СанктПетербургском государственном университете отмечается, что «Повышение качества экспертизы: формирование совета ориентировано не просто на научную специальность, а конкретно на тематику диссертации. Большая гибкость процедуры формирования и возможность выбора лучших специалистов по тематике диссертации как российского, так и международного уровня. Подбор членов совета под конкретное диссертационное исследование позволяет: (1) без потерь сократить его численность; (2) целенаправленно подобрать компетентных в конкретном научном вопросе российских или зарубежных специалистов» [10].
29 Представляется, что такой подход к формированию диссертационного совета соответствует задачам развития науки и является прогрессивным.
30 Также хотелось бы отметить, что вне зависимости от каких-то искусственных выделений, разделений частноправовых, публично-правовых наук, по факту предмет комплексных правовых наук не изменится, так как круг общественных отношений, входящих в предмет той или иной науки, формируется в реальной действительности. В этой связи целесообразно учитывать позиции государственного органа, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, членов Российской академии наук, общественных и экспертных организаций.
31 Указывая на острую необходимость дальнейшего развития энергетического права, М.И. Клеандров подчеркивает, что «в тех сферах общественных отношений, где правовое поле представляет собой чуть ли не целину, где количество ученых и производимых ими научных публикаций невелико (и в относительных, и в абсолютных показателях), а количество научно-организационных структур легко пересчитать по пальцам одной руки и где вследствие этого законодательно-нормативная база остро несовершенна, а правоприменительная практика, что называется, хромает на обе ноги, там наука критически необходима, а результаты НИР крайне востребованы практикой. Классическим примером такой ситуации является наука энергетического права, здесь правовое поле лишь кое-где и кое-как (и хотя бы так — уже хорошо) вспахано, проложены лишь отдельные дорожки… Но практическая потребность в крупномасштабных, разнопрофильных, как сугубо теоретических, так и направленных на решения кричащих практических проблем, научно-правовых исследований гигантская» [11].
32 Хотелось бы поблагодарить всех, кто занимается энергетическим правом, подготовкой кадров высшей квалификации по энергетическому праву, кому не безразлично состояние и дальнейшее развитие правового регулирование в сфере энергетики, и, конечно, пожелать начинающим и молодым ученым интересной и полезной работы на благо развития топливно-энергетического комплекса.

Библиография

1. Лисицын-Светланов А.Г. Параметры правовой политики в сфере энергетики / А.Г. Лисицын-Светланов // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 7–15.

2. МГЮА. Диссертационные советы. URL: https://www.msal.ru/content/ob-universitete/sovety/ dissertatsionnye-sovety/

3. Санкт-Петербургский государственный университет. Диссертационные советы. URL: https://disser. spbu.ru/nomenklatura-nauchnykh-spetsialnostej-i-otraslej-nauki.html#p2

4. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/Projects/ List?type=Grid#npa=111050

5. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/Projects/ List?type=Grid#npa=111050

6. Расширенный классификатор OECD. URL: https://regnum.ru/uploads/docs/2019/10/15/regnum_ file_1571148358362704.pdf

7. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/ ID проекта 01/02/11-20/00111050

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 1792-р «Об утверждении перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым-четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 25.08.2017.

9. Приказ о присуждении ученых степеней в Санкт-Петербургском государственном университете. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/20160901_6821_1.pdf

10. Порядок присуждения ученых степеней в Санкт-Петербургском государственном университете. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/prisuzhdenie_stepeney_1.pdf

11. Клеандров М.И. Фундаментальные основы энергетического права / М.И. Клеандров // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 16–23.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести