Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии по законодательству государств — членов Евразийского экономического союза
Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии по законодательству государств — членов Евразийского экономического союза
Аннотация
Код статьи
S231243500022457-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тубденов Владислав Германович 
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
39-46
Аннотация

В статье рассматриваются проблемные аспекты правового регулирования в области использования возрбновляемых источников энергии с учетом результатов правоприменительной практики и курса на цифровизацию элетросетевого комплекса. Автором обосновывыется целесообразность внедрения комплексных правовых оснований для использования сетевыми организациями систем MicroGrid с элементами ВИЭ-генерации. Предлагается дать правовое определение MicroGrid с учетом возможности включения в такую систему ВИЭ-генерации и накопителей электрической энергии, а также допустимости их использования сетевыми организациями в целях осуществления основной деятельности по обеспечению передачи электрической энергии в пределах определенной категории надежности энергоснабжения (MicroGrid, как способ повышения категории по запросу потребителя); осуществления основной деятельности по технологическому присоединению в условиях, когда альтернатива в виде строительства или реконструкции существующей сети технологически нереализуема и (или) экономически неэффективна.

Ключевые слова
энергетическое право, правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии, цифровизация электросетевого комплекса
Классификатор
Получено
16.01.2021
Дата публикации
01.03.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
140
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 В государствах — членах Евразийского экономического союза функционирует развитая система правовых актов, регулирующих отношения по использованию возобновляемых источников энергии. В каждом из государств приняты документы стратегического планирования, отдельные акты по использованию возобновляемых источников энергии на законодательном уровне, подзаконные нормативные правовые акты. При этом стоит отметить, что принятие соответствующих законов, отдельно регулирующих применение ВИЭ, во всех странах ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, произошло до вступления в силу основных договоров по евразийской экономической интеграции, то есть в 2004–2010 годах. В настоящее время развитие правовой базы в каждом из государств — членов ЕАЭС продолжается [1].
2 Таким образом, исследование и анализ основных положений нормативных правовых актов государств — членов ЕАЭС может показать тенденции развития использования возобновляемых источников энергии, а также выявить те положения, которые можно использовать в национальном законодательстве Российской Федерации.
3 Кроме того, исследователями отмечается, что существует проблема общих унифицированных документов в рамках ЕАЭС по правовому регулированию использования возобновляемых источников энергии [2], в связи с чем анализ законодательства государств — участниц ЕАЭС приобретает особую актуальность в аспекте проведения работы по унификации законодательств государств — членов ЕАЭС.
4

Армения

5 Из всех государств — членов ЕАЭС именно у Республики Армения в настоящее время самый старый из действующих законодательных актов по возобновляемой энергетике — Закон Республики Армения от 9 ноября 2004 года № НО-122-N
6 «Об энергосбережении и возобновляемой энергии». Согласно статье 1 этого закона его целью является определение принципов государственной политики по реализации энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии, механизмов их реализации, направленных на укрепление экономической и энергетической независимости Республики Армения, повышение уровня экономической и энергетической безопасности Республики Армения, надежности энергосистемы, энергосбережение, создание новых продуктов, способствующих развитию возобновляемой энергетики, организация услуг, снижение техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
7 В статье 2 Закона определено понятие возобновляемых источников энергии, под которыми понимается совокупность источников энергии из возобновляемых источников энергии ветра, солнца, воды, геотермальной энергии, биомассы, которые могут быть использованы для потребления. Далее указано, что возобновляемая энергетика — сфера получения энергии из возобновляемых источников энергии. В свою очередь, в статье 5 перечислены принципы государственной политики, среди которых следует отметить следующие: создание и применение правовых и экономических механизмов, способствующих развитию возобновляемой энергетики; обеспечение роста и развития использования возобновляемых источников энергии, а также использования новых технологий, способствующих этому; обеспечение эффективного (экономичного) использования природных ресурсов и защиты окружающей среды в мерах, направленных на развитие возобновляемой энергетики; поощрение совместной работы автономных производителей энергии, использующих возобновляемые источники энергии с электроэнергетической системой на условиях обмена электроэнергией; реализация государственных (национальных) целевых программ энергосбережения и возобновляемых источников энергии [3]. Среди направлений государственного управления ВИЭ отмечаются: разработка, принятие и реализация государственных (общегосударственных, адресных) программ в сфере возобновляемых источников энергии; обеспечение разработки и внедрения экономических и правовых механизмов, способствующих приоритетному и эффективному использованию собственных возобновляемых источников энергии в порядке, установленном законодательством; финансирование, организация тренингов, поддержка международного сотрудничества. Большое значение имеют нормы статьи 20 Закона «переходные положения», согласно которой установлены положения о применении 0% таможенной пошлины на ввоз необходимого оборудования; о схеме развития малых ГЭС (в том числе в части упрощения процесса получения землеотвода и других необходимых разрешений); о реализации долгосрочной тарифной политики, способствующей ускоренному развитию возобновляемой энергетики, обеспечивающей реализацию принципов, установленных в статье 5 Закона. Наконец, в приложении к Закону раскрыт механизм обмена (перетока) электроэнергии между автономными производителями и распределительными организациями, где установлены гарантии оплаты электроэнергии, произведенной автономными производителями, а также компенсации автономным производителям.
8 Среди документов стратегического планирования в Республике Армения следует отметить Стратегический план развития энергетического сектора Республики Армения (до 2040 года), утвержденный постановлением Правительства Республики Армения № 650-Л от 16 мая 2019 года. В данном документе особенно подчеркивается важность максимального использования потенциала возобновляемой энергетики с учетом того, что она составляет часть плана развития производственных мощностей электроэнергии с минимальными затратами и является одним из основных приоритетов развития сферы энергетики. Строительство солнечных станций, являясь наиболее выгодным экономически для Армении, с учетом имеющихся ресурсов и тенденций развития этой технологии в мире, будет приоритетным по сравнению с остальными источниками энергии, учитывая ограничения, обусловленные показателями надежности и безопасности системы [4].
9 Стратегия планируется к обновлению раз в два года, и в ней указывается на возможность с учетом научно-технического прогресса получить более эффективные солнечные станции и достичь цели в 10% доли солнечной энергетики в энергобалансе в более короткие сроки (в настоящий момент Правительство Армении намерено довести долю производства солнечной энергии в общем объеме до 10% до 2026 года, что означает 1.2 млрд кВт*ч электроэнергии с солнечных станций, для чего необходимо иметь в общей сложности 700 МВт установленной мощности солнечных станций, включая автономные станции).
10 Помимо этого, положения о возобновляемой энергетике содержатся в Законе Республике Армения от 7 марта 2001 года № НО-148. В статье 59 данного закона определено, что в течение пятнадцати лет после вступления в силу лицензии на производство электроэнергии (мощности) вся электроэнергия (мощность), вырабатываемая малыми гидроэлектростанциями с использованием возобновляемых источников энергии, подлежит обязательной закупке в соответствии с правилами рынка.
11 Наконец, подзаконное регулирование осуществляется различными исполнительными органами власти Республики Армения. По информации с сайта Министерства энергетики Республики Армения, решением Комиссии по регулированию общественных услуг от 29 мая 2019 года № 159-Н на период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года были утверждены тарифы: для солнечных электростанций мощностью до 5 МВт (включительно) и выше; для ветроэнергетики (до и свыше 30 МВт); для электроэнергии, производимой МГЭС, построенных на естественных водотоках; для электроэнергии, производимой МГЭС, построенных на ирригационных системах; для электроэнергии, производимой МГЭС, построенных на водоводах питьевой воды.
12

Беларусь

13 В Белоруссии нормативные акты, регулирующие использование и государственную поддержу возобновляемой энергетики существуют в форме законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, актов органов исполнительной власти.
14 Основным законодательным актом, регулирующим возобновляемую энергетику, является Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 года № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» [5]. В Законе определены основные термины ВИЭ, принципы государственной политики, направления государственного регулирования, а также те публичные субъекты, которые осуществляют государственную политику в сфере ВИЭ, среди них: Президент РБ, Совет Министров РБ, Государственный комитет по стандартизации РБ, Министерство энергетики РБ и другие органы.
15 В статье 16 Закона закреплены права производителей энергии из ВИЭ, среди которых стоит отметить: гарантированное подключение к государственным энергетическим сетям установок по использованию ВИЭ; гарантированное приобретение государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной из ВИЭ и поставляемой ими в государственные энергетические сети, а также ее оплату по тарифам в соответствии с Законом; государственную поддержку в соответствии с законодательством. Согласно статье 17 Закона среди обязанностей производителей энергии из ВИЭ ведение раздельного учета энергии, производимой из ВИЭ, и такой энергии, реализуемой государственным энергоснабжающим организациям, представление достоверной информации об энергии, производимой из ВИЭ.
16 Меры государственной поддержки, установленные в статье 18 Закона, находят свое развитие в том числе в иных законодательных актах Республики Беларусь. Так, в пункте 1.16 статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь установлено освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь установок, комплектующих и запасных частей к ними по использованию ВИЭ (при этом необходимо их признание в таком качестве Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ). Помимо налоговых льгот, среди иных мер поддержки государством можно ответить формирование ценовой политики, стимулирование инвестиционной деятельности. Согласно статье 20 Закона закреплены повышающие коэффициенты на тарифы на энергию, производимую из ВИЭ, в первые десять лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ.
17 Отдельно стоит остановиться на норме статьи 23 Закона по учету возобновляемых источников энергии и установок по использованию ВИЭ. В Республике Беларусь ведется государственный кадастр ВИЭ, содержащий данные о площадках фактического и возможного размещения установок по использованию ВИЭ, а также о производителях энергии из ВИЭ, используемых видах ВИЭ, мощности установок по использованию ВИЭ и иные данные. Ведение государственного кадастра возобновляемых источников энергии осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. На официальном сайте данного органа приводится интерактивная карта, где указаны все действующие и планируемые к запуску установки ВИЭ. Также можно посмотреть отчеты об использовании ВИЭ на всей территории РБ, либо в отдельных местностях по различным параметрам (отпуск электрической энергии, экономия условного топлива, снижение выброса парниковых газов, тепловая мощность и многие другие) и видам ВИЭ: энергия ветра, энергия воды, энергия солнца, энергия биогаза, энергия биомассы [6]. Указанные отчеты являются очень информативными и репрезентативными: с их помощью можно оценить, какие виды ВИЭ развиты в большей или меньшей степени. Также на сайте государственного кадастра ВИЭ представлен перечень нормативно-правовых актов Республики Беларусь, регулирующих ВИЭ. Помимо вышеупомянутого Закона и Налогового кодекса также перечислены двенадцать постановлений Совета Министров Республики Беларусь, два Указа Президента Республики Беларусь.
18

Республика Казахстан

19 Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 724 утверждена Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года (далее — Концепция), где установлено, что для активного развития ВИЭ в Республике Казахстан существует ряд предпосылок: во-первых, необходимость улучшения экологической ситуации и сокращения объемов выбросов загрязняющих веществ. Так, Республика Казахстан находится в первой тройке стран по объему выбросов парниковых газов на единицу ВВП; во-вторых, принятая Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» предполагает производство 30% электроэнергии на ВИЭ и альтернативных источниках энергии к 2030 году и 50% — к 2050 году [7].
20 В настоящее время в том числе для достижения поставленных задач в сфере ВИЭ в Республике Казахстан действует Закон от 4 июля 2009 года № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» [8]. Среди ВИЭ в статье 1 Закона перечислены энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды, геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов, а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: биомасса, биогаз и иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии.
21 Среди целей и форм государственного регулирования в области поддержки использования ВИЭ в Казахстане необходимо отметить установление фиксированных тарифов и предельных аукционных цен на электрическую энергию из ВИЭ, предоставление адресной помощи, утверждение и реализация плана размещения объектов по использованию ВИЭ с учетом целевых показателей развития сектора ВИЭ.
22 В Законе установлена компетенция Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа — Министерства энергетики Республики Казахстан, а также компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.
23 Среди мер поддержки использования ВИЭ на законодательном уровне необходимо отметить следующие:
  • фиксированные тарифы, утверждаемые Правительством Республики Казахстан сроком действия на пятнадцать лет для каждого вида возобновляемых источников энергии, поддержка которых предусмотрена документами Системы государственного планирования Республики Казахстан;
  • поддержка при продаже электрической и (или) тепловой энергии, произведенной объектами по использованию ВИЭ;
  • поддержка при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к электрическим или тепловым сетям энергопередающей организации и передаче электрической и (или) тепловой энергии.
24 Необходимо также отметить аукционные процедуры отбора проектов по ВИЭ, действующие в Казахстане. Отбор проектов по строительству новых объектов по использованию ВИЭ проходит на аукционных торгах. Аукционная цена — цена на покупку расчетно-финансовым центром электрической энергии, производимой объектом по использованию возобновляемых источников энергии, определенная по итогам аукционных торгов и не превышающая уровня соответствующей предельной аукционной цены. Оператором аукционных торгов является АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности» [9]. Правила организации и проведения аукционных торгов, включающие квалификационные требования, предъявляемые к участникам аукциона, содержание и порядок подачи заявки, виды финансового обеспечения заявки на участие в аукционе и условия их внесения и возврата, порядок подведения итогов и определения победителей определены приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года № 466 [10].
25

Кыргызская Республика

26 В Киргизии вопросам роста использования возобновляемых источников энергии посвящены сразу несколько документов стратегического планирования. В Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы, утвержденной Указом Президента КР от 31 октября 2018 года № УП 221, поставлена задача расширения использования ВИЭ с целью достижения большей энергетической независимости: Реализация запланированных проектов позволит увеличить мощность энергосистемы Кыргызстана не менее чем на 10% уже в течение 5 лет, или же на 385 МВт. Для этого государство создаст режим максимального благоприятствования ввозу технологического оборудования, гарантиям по сбыту электроэнергии, как с позиции объемов, так и цены [11]. Также вопросы ВИЭ затронуты в Программе развития «зеленой» экономики в Кыргызской Республике на 2019–2023 годы [12], утвержденной постановлением Правительства КР от 14 ноября 2019 года № 605, а также в стратегии развития ТЭК Кыргызской Республики до 2025 года [13]. В настоящее время подготовлен проект Концепции развития ТЭК Кыргызской Республики на период до 2030 года, где положения о ВИЭ гораздо более расширены по сравнению с предыдущей стратегией до 2025 года. Указывается, что в стране есть значительный потенциал ВИЭ, основными видами которых являются энергия малых рек и водотоков, солнечная энергия, ветровая энергия, энергия геотермальных вод и энергия биомассы [14]. В этом же проекте отмечается, что с принятием Закона КР «О ВИЭ» в 2008 году нет никаких существенных изменений, за исключением введения в эксплуатацию нескольких микро-ГЭС, биогазовых и солнечных установок по демонстрационным проектам, и в целом приведенный потенциал использования ВИЭ низкий, несмотря на имеющиеся их запасы.
27 По сведениям Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики в 2019 году проводится работа по ВИЭ в части усовершенствования законодательства в сфере ВИЭ путем внесения изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере возобновляемых источников энергии, которые предусматривают изменения экономических и организационно-правовых механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем внесения изменений, например: освобождение от налогообложения производителей электрической и тепловой энергии, газа и возобновляемого топлива в газообразном состоянии, жидкого биологического топлива, полученных в результате использования ВИЭ в течение пяти лет с момента получения прибыли; поставка и оплата электрической энергии, выработанной с использованием ВИЭ, осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с договором поставки электрической энергии, заключаемым на срок действия льготного периода; осуществляется компенсация дополнительных затрат распределяющих предприятий на приобретение электроэнергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ, которая учитывается при расчете и установлении общенационального тарифа на электроэнергию для конечных потребителей [15].
28 В Кыргызской Республике был принят Закон «О возобновляемых источниках энергии» от 31 декабря 2008 года № 283 [16]. Согласно статье 2 данного Закона объектом его регулирования являются производство, потребление и сбыт тепловой, электрической энергии и топлива с использованием возобновляемых источников энергии, а также производство и поставка оборудования и технологий в области возобновляемых источников энергии на территории Кыргызской Республики. В статье 3 среди основных понятий и терминов Закона приведено понятие ВИЭ:
  • источники непрерывно возобновляемых видов энергии: солнечная, энергия Земли, энергия вакуума, энергия ветра, энергия воды;
  • источники энергии неископаемого и неуглеродного происхождения, энергия разложения (сбраживания) биомассы любых органических отходов и/или материалов;
  • энергия вторичного тепла (градирни, трансформаторные подстанции, иные промышленные установки и агрегаты, в результате работы которых выделяется вторичная тепловая энергия).
29 В Законе определены основные принципы государственной политики в области ВИЭ, механизмы продвижения использования ВИЭ, реализуемые Правительством КР. Отдельно стоит обратить внимание на статью 12 Закона, где установлены преференции для производителей электрической и тепловой энергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ, и потребителей такой энергии, среди них:
  • налоговые и таможенные льготы, предусмотренные в налоговом и таможенном законодательстве для производителей электрической и тепловой энергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ;
  • вся электроэнергия, вырабатываемая с использованием ВИЭ, не потребляемая владельцем установки на собственные нужды и не реализованная другим потребителям на договорной основе, должна быть приобретена самым крупным распределяющим предприятием в том административно-территориальном образовании, в котором располагается установка по использованию ВИЭ, независимо от того, к сетям какой электроэнергетической компании подключена данная установка по использованию ВИЭ.
30 Кроме того, поставка и оплата электрической энергии, выработанной с использованием ВИЭ, осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с договором поставки электрической энергии, заключаемым на срок действия льготного периода, а также действуют коэффициенты к максимальному тарифу на электроэнергию для конечного потребителя по каждому виду установки с использованием ВИЭ.
31 Вместе с тем в отрасли отмечаются проблемы с применением отдельных положений Закона о ВИЭ. В частности, компанией «Национальный энергохолдинг» указывается на практику, когда тарифы на покупку электроэнергии, выработанную объектами ВИЭ, в несколько раз превышают тарифы распределительных компаний, а возмещение подобных затрат становится личным бременем распределительных компаний. При этом хаотичное строительство объектов ВИЭ без учета нужд и финансовых возможностей энергокомпаний, привело к тому, что на плечи последних легло бремя выкупа электроэнергии по повышающим коэффициентам. В то же время норма о компенсации дополнительных затрат распределяющих компаний на приобретение электроэнергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ, которая должна быть учтена при расчете и установлении общенационального тарифа на электроэнергию для конечных потребителей, на сегодня не работает [17].

Библиография

1. Романова В.В. О стратегических задачах использования возобновляемых источников энергии и развитии правового обеспечения / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2020. № 4. С. 22–28.

2. Сопилко Н.Ю. Перспективы развития возобновляемых источников энергии на пространстве Евразийского экономического союза / Н.Ю. Сопилко, Ю.А. Назарова // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 93–96.

3. Закон Республики Армении «Об энергосбережении и возобновляемой энергии». URL: http://www. irtek.am/views/act.aspx?aid=27535.

4. Стратегическая программа развития энергетического сектора РА (до 2040 г.). URL: https://www.edraft.am/ru/projects/2170/about.

5. Законы Республики Беларусь. О возобновляемых источниках энергии. URL: https://pravo.by/docum ent/?guid=2012&oldDoc=2011-2/2011-2(026-035).pdf&oldDocPage=1.

6. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Установки по использованию ВИЭ. URL: http://195.50.7.239/Cadastre/Map.

7. Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000724.

8. Закон Республики Казахстан. О поддержке использования возобновляемых источников энергии. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30445263#pos=28;-46.

9. Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 7 августа 2017 г. № 280 «Об определении организатора аукционных торгов». URL: ptfcar.org/wp-content/uploads/2018/03.

10. Об утверждении Правил организации и проведения аукционных торгов, включающие квалификационные требования, предъявляемые к участникам аукциона, содержание и порядок подачи заявки, виды финансового обеспечения заявки на участие в аукционе и условия их внесения и возврата, порядок подведения итогов и определения победителей. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1700016240#z6.

11. URL: president.kg›sys/media/download/52135.

12. Программа развития «зеленой» экономики в Кыргызской Республике на 2019–2023 годы. URL: http://mineconom.gov.kg/froala/uploads/file/91827e3f83f5a04a78e2dc827b7ef37f9a69b383.pdf.

13. URL: energyholding.kg.

14. Концепция развития энергетики Кыргызской Республики на период до 2030 года. URL: http:// cawater-info.net/library/rus/concept-energo-kg.pdf.

15. Возобновляемые источники энергии в Кыргызской Республике: состояние и планирование. URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Events/2019/March/5--Mirgul-Askarova--State- Committee-of-Industry-Energy-and-Subsoil-Use Kyrgyzstan.pdf?la=en&hash=44FDB2C324AA89AF74B 4A52666B5FADA6623BA5D.

16. Закон Кыргызской Республики. О возобновляемых источниках энергии. URL: cbd.minjust.gov. kg›act/view/ru-ru/203243.

17. ВИЭ: Обзор функционирования и видение перспектив // Национальный энергохолдинг. 2018. 27 июля.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести