Тенденции правового регулирования корпоративного управления в сфере ТЭК
Тенденции правового регулирования корпоративного управления в сфере ТЭК
Аннотация
Код статьи
S231243500030171-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кротова Маргарита Кирилловна 
Должность: Юрист практики корпоративного мониторинга и комплаенса ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Аффилиация: ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
44-50
Аннотация

Корпоративное управление – основа деятельности компаний. От эффективности построения системы корпоративной структуры во многом зависят результаты деятельности организаций. При этом успешность руководства зависит не только от полного следования «букве» закона, но и от понимания современных направлений и тенденций в условиях меняющейся действительности. В работе рассмотрены актуальные тренды в области корпоративного управления на примере структур крупных холдингов в области ТЭК, а также предложены пути оптимизации для успешного развития стратегической части деятельности страны в ближайшей перспективе. Условия ограничительных мер и санкций дают компаниям ощущения уязвимости, поэтому общая тенденция в законодательстве строится на построении системы эффективных мер по дополнительной защите прав и интересов крупных игроков на рынке. Однако при глубоком анализе введенных послаблений можно увидеть, что не каждая из них имеет положительный эффект. Именно поэтому в исследовании делается упор на современные проблемы и способы их решения. Автором предложены меры по усовершенствованию систем корпоративного управления, включая возможность использования искусственного интеллекта, пути модернизации области раскрытия информации с учетом современной действительности.

Ключевые слова
корпоративное право, санкции, искусственный интеллект, система корпоративного управления в топливно-энергетическом комплексе
Классификатор
Получено
20.11.2023
Дата публикации
17.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
185
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Значительная часть экономики Российской Федерации зависит от успешности и эффективности работы энергетической отрасли. Компании в сфере топливно-энергетического комплекса аккумулируют ресурсы и контролируют развитие области ТЭК за счет непосредственного участия в добыче, переработке, транспортировке, распределении топлива и энергии в ее различных формах. Провозгласив в Конституции ресурсы основой жизни и деятельности человека, государство не могло передать указанный сектор в руки частным организациям, так как важно реализовать свою социальную и экономическую функции, а также контролировать стратегически важные области экономики. Из этого закономерно следует, что существует объективная невозможность обеспечения достаточной конкуренции на рынке ТЭК при сравнении с другими секторами экономики. Такая особенность подразумевает специфику субъектов, а также сочетание как частно-правовых, так и публично-правовых методов для регулирования и обеспечения баланса всех участников вышеназванных общественных отношений [1].
2 Перед тем как поговорить о корпоративном управлении и способах оптимизации, необходимо определить его актуальные тренды в современных российских реалиях [2]. Первое, что стоит выделить – дозированное раскрытие информации компаниями. Рассматривая стратегически важные компании и других игроков на рынке ТЭК, мы видим, что компании существенно сократили количество опубликованной информации о внутренних органах управления, о существующих локальных нормативных актах и результатах своей деятельности. Постепенно исчезают разделы не только с сайтов крупных компаний о внутренних сведениях, но и на сайте центра раскрытия корпоративной информации «Интерфакс» существенно редеют страницы публикаций. Представляется, что это закономерный процесс в связи с ситуацией бесконечных санкций и нестабильной экономики, однако стоит упомянуть, что такие тенденции могут потенциально затрагивать права третьих лиц и давать компаниям ощущение бесконтрольности. Ранее общим правилом, установленным ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – «Закон об АО») и п. 6.2 Кодекса корпоративного управления, изложенного в Письме Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 была обязанность публичных компаний по раскрытию установленной в законе информации о своей компании и осуществляемой деятельности. Сейчас же во избежание наложения ограничительных мер и санкций, отечественным эмитентам на федеральном уровне предоставляется право осуществлять раскрытие информации в ограниченном составе или отказаться от ее раскрытия. Стоит отметить тенденцию, что перечень информации, разрешенной к ограниченному опубликованию, существенно расширяется каждый раз при очередном продлении таких мер послабления. Так, с 5 июля 2023 г. в Постановлении Правительства РФ от 04.07.2023 № 1102 устанавливается обновленный список случаев, когда компании имеют право частично «игнорировать» требования Закона об АО и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ в области раскрытия и (или) предоставления сведений. Послабления установлены для ситуаций, когда буквальное и абсолютное следование закону со стороны эмитента может привести к существенному затруднению его деятельности за счет внешних санкций или иных возможных мер ограничительного характера. В ближайшей перспективе разрешено не опубликовывать данные о товарах военного, двойного назначения, а также сведения о сделках, совершаемых в целях приобретения и (или) реализации такого имущества. Также, если в отношении эмитента уже действуют ограничительные меры, то предоставляется право оставить не раскрытыми сведения о лицах из списка кандидатур для выборов в органы управления эмитента.
3 Однако не стоит забывать о необходимости соблюдения баланса интересов, так как при нынешних послаблениях становится очевидным негативный эффект, оказанный на рынок ценных бумаг, так как инвесторы вынуждены осуществлять торговлю вслепую. Для восстановления утраченного баланса представляется целесообразным вернуться к сценарию, который действовал еще до 2022 года, когда все решения о том кому, как и когда раскрывать информацию определяли компетентные лица от имени Правительства РФ.
4 Для сферы корпоративного управления важно упомянуть о целом ряде антикризисных мер, действие которых должно продлиться на 2024 год в соответствии с положениями Проекта Федерального закона № 444871-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений». Так, наиболее значимыми положениями, действие которых продлевается являются:
5 - возможность не образовывать совет директоров/наблюдательный совет в обществах, в отношении которых иностранными государствами и международными организациями введены ограничительные меры. Такая мера может лишать компанию элемента дополнительного контроля в управлении.
6 - установления порога в размере не менее 5% владения голосующими акциями АО для возникновения у акционера права на доступ к информации АО и обращения в суд. Такая борьба с затяжными судебными процессами может потенциально затрагивать право миноритарных акционеров на защиту своих нарушенных интересов.
7 - возможность проведения в форме заочного голосования общих собраний акционеров (участников). Ранее такая мера была связана с эпидемиологической ситуацией в стране, но остается актуальным вопрос оправдана ли такая мера с точки зрения защиты от мер ограничительного характера.
8 - приостановление прав недружественных иностранных участников. Более того, начиная с 04 сентября 2023 г. в России вступил в силу Федеральный закон № 470 «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями». Это первый случай в нашей стране, когда установлены уникальные правовые механизмы по владению и пользованию иностранными собственниками принадлежащими им акциями/долями отдельной категории юридических лиц – экономически значимых организаций.
9 Стоит заключить, что предлагаемый законопроект продлевает на 2024 год действие специального регулирования в сфере корпоративных отношений в качестве мер по снижению негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций, однако оставляя решение указанных аспектов на усмотрение самих участников области ТЭК, существенно возрастает риск подорвать экономическую стабильность рынка и снизить транспарентность ведения бизнеса.
10 Еще один тренд, который имеет наибольшее значение в корпоративной сфере области ТЭК – активный процесс оптимизации систем корпоративного управления больших компаний. В нынешних многоуровневых, сложных системах, включающих в себя по общему правилу: общие собрания акционеров, советы директоров, Правление, компании несут экономические убытки, сталкиваются с бюрократией и необоснованными трудозатратами. Представляется, что «облегченная» модель корпоративного управления позволит большим холдингом стать более живым и адаптивным организмом. В современных условиях корпоративное управление требует свежих решений в виде упрощенных моделей управления, где можно выделить следующие основные особенности:
11
  1. Перевод компаний группы холдингов из акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью. Такая организационно-правовая форма позволит сделать корпоративное управление диспозитивнее, проще и дешевле;
12
  1. Общее сокращение количества юридических лиц в группе компаний для оптимизации структуры владения;
13
  1. Создание единых бизнес-процессов, автоматизация и внедрение новых IT-решений.
14 Стоит подробнее остановиться на вопросах внедрения цифровых технологий в область корпоративного управления. В зарубежной практике можно найти немало примеров использования IT-технологий и искусственного интеллекта в деятельности крупных компаний. В нескольких регионах США существуют специальные законодательные положения для нового типа компаний, которые могут использовать блокчейн при определенных условиях [3]. В нашей же практике процесс внедрения цифровых технологий не так активен, но в некоторых организациях создаются специальные Комитеты при Совете директоров по цифровым технологиям, которые обладают специальными знаниями для развития указанной области, ведётся активный процесс обсуждения вероятности включения роботов в совет директоров [4]. Бесспорно, что использование искусственного интеллекта в отдельных отраслях экономики помогает повысить эффективность и создать новые направления деятельности для компаний [5]. Особенно важно уделить внимание вопросам повышения эффективности деятельности в области ТЭК, так как именно эта область имеет особое значение для всей экономики Российской Федерации. Однако не стоит забывать, что искусственный интеллект остается не до конца исследованным видом цифровых технологий, а значит существуют риски ошибок, сбоев в системе, несанкционированного доступа и неконтролируемых действий с его стороны.
15 При этом при внедрении цифровых технологий в область корпоративного управления крупных, стратегически значимых холдингов существуют вопросы, которые требуют дополнительного правового регулирования на уровне законодательства: круг вопросов, которые могут быть решены при участии искусственного интеллекта, распределение ответственности за несанкционированные действия искусственного интеллекта, аспекты взаимодействия членов управляющих органов с искусственным интеллектом и квалификационные требования, касающиеся знаний в области цифровых технологий при назначении исполнительного органа.
16 Важно отметить, что корпоративные отношения в России регулируются законодательством и могут быть дополнены локальными нормативными актами. Необходимо заниматься разработкой правового регулирования вопросов цифровизации компаний и уделить внимание цифровой ответственности, безопасности и защите прав участников компаний при использовании цифровых технологий, так как постепенное внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни неизбежно.
17 Особенности регулирования сферы ТЭК и специальные механизмы участия государства обусловлены необходимостью соблюдения одного из важнейших принципов энергетического права – обеспечение энергетической безопасности [6]. В связи со спецификой ресурсов топливно-энергетического комплекса, которые требуют охраны и контроля государства, можно сказать, что подавляющее большинство компаний сферы ТЭК благодаря прямому и косвенному государственному участию – являются исполнителями воли государства в различных отраслях производства, добычи и переработки через особые механизмы корпоративного управления. Важно отметить, что корпоративное право, как отдельная отрасль, основывается на разнообразии источников права и предполагает их комплексное использование [7]. В рамках В сфере энергетики следует отметить, что, помимо общих источников права, здесь также существуют специальные источники, которые регулируют различные аспекты энергетического права, конкретные производственные процессы или отношения внутри определенных групп участников [8]. Комбинация общих и специальных источников права может сделать корпоративное управление в компаниях в сфере топлива и энергетики наиболее эффективным и результативным.
18 Характерной особенностью отраслевого правового регулирования в сфере ТЭК становится наличие отдельных нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О теплоснабжении», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации». Помимо общих законов, касающихся энергоресурсов, указанные федеральные законы содержат специальные нормы корпоративного права. Например, они устанавливают нестандартные правила для совершения определенных видов сделок компаниями в сфере топлива и энергетики, предоставляют дополнительные права и обязанности, устанавливают минимальный государственный контроль в капитале компании и предоставляют особый статус ключевым организациям в отрасли.
19 Ярким примером особенности правового регулирования в сфере топлива и энергетики является применение общего правила о приоритете специальной нормы над общей. Так, согласно ч. 22 ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на дочерние общества основной компании запрет на участие в компании лишь одного юридического лица [9]. Представляется, что ввиду высокой значимости не только атомной сферы, но и других областей ТЭК, следует распространить «неприменимость» правила, установленного ст. 98 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» на весь перечень компаний топливно-энергетического комплекса. На практике, создаются необоснованные издержки для формального соблюдения правила о запрете на участие единственного хозяйственного общества в другом. Провозглашение обратной нормы на уровне специального закона позволит более рационально распределять ресурсы стратегически важным компаниям.
20 Еще один вопрос, требующий особого внимания в области энергетического права – передача полномочий по нормативному правовому регулированию стратегически важным компаниям. На примере ГК «Росатом» существует яркий прецедент успешной передачи полномочий по нормативно- правовому регулированию общественных отношений в атомной области [10]. ГК «Росатом» хоть и является юридическим лицом, но в силу ст. 8 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» государством были переданы полномочия по изданию нормативно-правовых актов, что позволяет оперативно, своевременно и адекватно реагировать и регулировать отрасль, в которой существует указанная корпорация, ведь только изнутри видны все вызовы, пробелы и способы их решения. Однако стоит сразу оговорить, что передача таких полномочий может быть рациональна только для случаев, когда область ТЭК очень ограничена и на рынке есть практически единственный монополист (что применимо в случае с атомной сферой). Совсем другая ситуация выстраивается, если мы рассматриваем более конкурентные сферы, такие как нефтегазовая отрасль, отрасль энергетики. Здесь предоставление нормотворческих полномочий может привести к дестабилизации рынка, так как каждый субъект будет регулировать складывающиеся отношения исключительно под свои нужды, ограничивая возможность конкуренции.
21 Еще одной особенностью источников корпоративного права является большое количество нормативных актов от полномочного регулятора финансовых рынков - Банка России. Среди актов, изданных Банком России, регулирующим вопросы корпоративного управления, можно выделить: Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», Положение Банка России от 27.12.2016 № 572-П «О требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг» и др. Наряду с перечисленными нормативными актами, следует учесть, разработанный Банком Кодекс корпоративного управления, который имеет рекомендательный характер для оптимизации корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых имеют особое значение вследствие их оборота на биржевых торгах [11].
22 В современных условиях, немаловажное значение в правовом регулировании корпоративного управления топливно-энергетическими компаниями приобретают их внутренние документы, то есть локальные нормативные акты юридических лиц. Отмечается, что локальные акты отдельных юридических лиц могут расцениваться как самостоятельный источник энергетического права в целом и регулирования корпоративного управления в частности [12]. Существует мнение, согласно которому, локальные нормативные акты не могут рассматриваться как источник права в силу отсутствия санкционированности государства и отсутствия нормативности [13]. Представляется, что данный аргумент является недостаточным применительно к сфере ТЭК, так как «одобрение» со стороны государства можно вывести за счет прямого и косвенного участия государства в компаниях. Нельзя не согласиться с позицией о необходимости отдавать приоритет саморегулированию субъектов для наиболее эффективного реагирования на изменяющиеся обстоятельства внутри конкретной отрасли. Признак нормативности также присутствует за счет распространения действия локальных актов не только на внутренних субъектов компании, но и во вне. Ярким примером может послужить такой документ, как положения о закупках товаров, работ, услуг, утверждаемые отдельными юридическими лицами в сфере ТЭК (включая, ПАО «Газпром нефть»), где включены нормы, которыми будет руководствоваться третьи лица при осуществлении соответствующей деятельности [14].
23 Важно отметить, что признание внутренних документов источниками права представляет несколько преимуществ для сферы топлива и энергетики. Во-первых, такой подход позволяет компаниям определить свое юридическое положение в соответствии с законодательством и принять оптимальные меры, отвечающие особенностям в энергетической отрасли. Во-вторых, локальное регулирование позволяет более детально управлять внутренними процессами компании, а также устанавливать дополнительные права и обязанности для членов управляющих органов при создании специальных механизмов внутри корпоративной структуры, которые характерны для компаний с государственным участием. В-третьих, внутренние документы компаний с государственным участием могут рассматриваться как дополнительная защита интересов государства в области энергетики, поскольку государство, выступая в качестве учредителя или акционера, участвует в разработке и утверждении таких источников через управляющие органы компании. Важно отметить, что в некоторых отраслях энергетики происходит унификация и систематизация внутренних документов, что приводит к формированию единых систем таких документов. На примере опубликованных внутренних документов крупных холдингов сферы ТЭК можно заметить, что локальные акты регламентируют все стороны жизни компании, начиная от корпоративных отношений, заканчивая документами, посвященными промышленной безопасности.
24 При признании локальных актов в качестве источника права сферы ТЭК нужно позаботиться о своевременном и полном опубликовании внутренних документов, особенно тех, что могут распространяться и затрагивать третьи лица. Представляется, что на базе Центра раскрытия информации «Интерфакс» стоит рассмотреть создание отдельного реестра локальных нормативных актов компаний, где будут наиболее полно и достоверно размещаться соответствующие документы, так как это является способом обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, на которых распространяют свое действие внутренние документы компаний сферы ТЭК. Создание такого реестра также сможет помочь для приведения практики привлечения к административной ответственности к единообразию, так как согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нераскрытие или нарушение порядка и сроков, объема раскрытия информации предусмотрена санкция в виде административного штрафа, а для должностных лиц предусмотрена возможность применения такого вида наказания как дисквалификация [15].
25 Корпоративные отношения не раз становились предметом исследований отечественных правоведов. В.В. Романова в своих работах отмечает, что в законодательстве, регулирующем корпоративное управление в газовой энергетике, устанавливаются специальные правила для проведения сделок с акциями и имуществом корпораций, а также участия государства в качестве акционера [16]. Эти механизмы защиты прав участников напрямую связаны с обеспечением общественных интересов и реализацией специальных корпоративных прав соответствующих субъектов.
26 Так, одним из ярких примеров стратегического предприятия отрасли газовой энергетики, чей статус закреплен на уровне Указа Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 является ПАО «Газпром» [17]. Закрепление за юридическим лицом статуса «стратегического предприятия» подразумевает некоторые особенности деятельности, касающееся корпоративного права в том числе. При исследовании структуры корпоративного управления на примере вышеназванного крупного холдинга стоит упомянуть о разнообразности видов и органов управления и контроля внутри корпоративной структуры. Такая обширность создана для недопущения сосредоточивания полномочий в руках только одного органа управления, существует необходимость дополнительного контроля при соблюдении принципа «сдержек и противовесов». Это необходимо для функционального разделения полномочий между основными органами управления, так как многие холдинги в области ТЭК имеют дополнительные обязанности, связанные с ролью стратегического предприятия [18].
27 Несмотря на общий тренд на «упрощение» корпоративных структур, для стратегически важных предприятий очень важно распределять управленческие полномочия между органами и повышать эффективность корпоративного управления ввиду высокой значимости деятельности таких компаний. Именно поэтому представляется целесообразным в целях унификации правил корпоративного управления в таких компаниях установить обязательное создание внутреннего контролирующего органа и установить квалификационные требования для его членов. Также необходимо предусмотреть меры по предотвращению конфликта интересов для этих лиц, используя успешный опыт работы органов внутреннего контроля в отечественных и зарубежных компаниях.
28 В заключении необходимо установить, что особенности управления компаниями в сфере ТЭК остаются актуальными для изучения и требуют урегулирования на уровне законодательства. Это важно для достижения стратегических целей Российской Федерации в развитии экономики и обеспечении энергетической безопасности. Целью такого изучения должно являться своевременное выявление пробелов в правовом регулировании корпоративных отношений в области ТЭК и принятие мер по усовершенствованию корпоративного управления.

Библиография

1. Лисицын-Светланов А.Г. Энергетическое право: задачи дальнейшего развития отрасли. Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.Изд-во «Юрист». 2013.

2. Актуальные задачи энергетического права.Монография под ред.д.ю.н.В.В.Романовой. М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука».2022. с.10-29.

3. PwC (2020). Sizing the Prize. What’s the Real Value of AI for Your Business and How Can You Capitalise? // https://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets/pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf

4. МТС назначила основателя VisionLabs Ханина вице-президентом по искусственному интеллекту // https://www.kommersant.ru/doc/4545169?ysclid=lg3mh88tvp364995403

5. Лаптев В.А. Цифровая трансформация инструментов управления современными корпорациями: состояние и пути развития / В.А. Лаптев, С.Ю. Чуча, Д.Р. Фейзрахманова // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 1. С. 229 - 244.

6. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // CЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836

7. Правовое регулирование в сфере энергетики: учебник // Салиева Р.Н., Салиев И.Р., Попов А.А., Фаткудинов З.М., Чижиков Ю.Н. Казань: Изд-во АН РТ. 2015. 246 с.

8. Романова В.В. Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М.: ООО «Издательская группа «Юрист». 2021. С.30-58; Романова В.В., Филь С.С. О тенденции развития локальных актов компаний газовой отрасли как источников энергетического права.// Правовой энергетический форум. 2014. № 1. С. 25-29

9. Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использованиям атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 7, ст. 834.

10. Сергеев А.А. Источники российского права: вопросы классификации и некоторые тенденции развития // Российский юридический журнал. 2017. № 5. С. 9 - 17.

11. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. № 40. 2014.

12. Романова В.В.Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М.: Издательская группа «Юрист». 2021. С.30-58.

13. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. 511 с.

14. Центр раскрытия информации (Интерфакс) [Электронный ресурс] // https://www.e-disclosure.ru/

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002 г. - № 1 (ч. 1). - ст. 1..

16. Романова В.В. Проблемы и задачи правового обеспечения корпоративного управления компаний с государственным участием в сфере энергетики.//Правовой энергетический форум. 2020. № 1. С.8-15.

17. Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // СЗ РФ. 2004. № 32. ст. 3313

18. Акимов Н.А. Правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики. канд. юрид. наук. - Москва, 2020. -: https://disser.spbu.ru/files/2020/disser_akimov.pdf

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести