Сравнительно-правовой анализ полномочий товарных бирж и регуляторов организаторов торговли по контролю за этическим поведением участников торгов (на примере Великобритании, США, Японии и Индии)
Сравнительно-правовой анализ полномочий товарных бирж и регуляторов организаторов торговли по контролю за этическим поведением участников торгов (на примере Великобритании, США, Японии и Индии)
Аннотация
Код статьи
S231243500030173-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хачатурова Ксения Игоревна 
Должность: Начальник отела правового сопровождения товарного и срочного рынков АО «СПбМТСБ»; аспирант АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Аффилиация:
АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа»
АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
70-81
Аннотация

В текущих сложившихся экономических и политических условиях возникает необходимость регулирования поведения участников биржевых торгов. В настоящее время такое регулирование осуществляет непосредственно биржа, однако оно не является достаточным. В связи с этим особую актуальность представляет сравнительно – правовой анализ подходов к регулированию этического поведения участников торгов в иностранных юрисдикциях. Иностранный опыт показывает, что и регулятор, и биржа выявляют недобросовестное поведение участников торгов, устанавливают его критерии и меры воздействия за такое поведение. Вместе с этим, с целью минимизации возможных последствий для товарного рынка, например, ввиду ошибочных действий биржи при квалификации такого поведения, а также с целью поддержания стабильности товарного рынка иностранный регулятор осуществляет контроль за деятельностью бирж и контроль за соблюдением участниками торгов локального законодательства, издает соответствующие акты и рекомендации, содержащие перечень желательных и нежелательных рыночных практик. Автор считает целесообразным использовать зарубежный опыт регулирования недобросовестного поведения участников биржевых торгов на товарном рынке в российской практике при внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части полномочий Банка России.

Ключевые слова
биржа, недобросовестные практики, этическое (добросовестное) поведение
Классификатор
Получено
09.11.2023
Дата публикации
17.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
156
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 В эпоху политической и экономической турбулентности обеспечение развития и стабильности финансового рынка как цели деятельности Банка России, задекларированные в статье 3 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» (далее – Закон о Банке России), приобретают возрастающее значение. Банком России в 2019 году опубликован Кодекс добросовестного поведения [1], содержащий основные принципы добросовестного поведения на финансовом рынке. Кодекс не является нормативным документом, носит рекомендательный характер и направлен, в первую очередь, на регулирование финансового рынка. Принятие кодекса способствует развитию финансового рынка, выявлению практик недобросовестного поведения и разрешению проблем, связанных с ними, повышает доверие инвесторов к рынку, формирует дисциплину участников торгов. Учитывая формируемую Банком России практику регулирования этического поведения участников торгов, крупнейшие российские биржи, такие как ПАО «СПБ Биржа», АО «СПбМТСБ», ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» внедрили соответствующие кодексы поведения.
2 Биржевой финансовый рынок с точки зрения регулирования поведения участников торгов является наиболее развитым из всех биржевых рынков, поскольку накоплен достаточный мировой и российский опыт, позволяющий выявлять недобросовестные практики и пресекать их. Так, например, Рабочей группой при Банке международных расчетов разработан Глобальный кодекс валютного рынка, рекомендованный Банком России к использованию, в том числе биржами, и содержащий перечень недобросовестных практик на валютном рынке. Кроме того, на официальном сайте Банка России размещается информация о недобросовестных практиках, используемых участниками биржевых торгов на финансовом рынке. Также рабочая группа НАУФОР по вопросам регулирования злоупотреблений на рынке ценных бумаг разработала Сборник типологий недобросовестных практик на рынке ценных бумаг. Документ утвержден комитетом НАУФОР по внутреннему контролю и опубликован в мае 2021 года.
3 Однако хотелось бы отметить, что биржевой товарный рынок нуждается в регулировании этического поведения участников торгов не меньше, чем финансовый, особенно в ситуации высокой волатильности цен на определенные товары [2] и ситуации дефицита определенных товаров. Согласно проведенному Банком России Анализу биржевого товарного рынка за 2019 год [3] в целях повышения транспарентности организованных торгов нефтепродуктами Банком России предложено АО «СПбМТСБ» разработать и утвердить Кодекс профессиональной этики участников торгов товарного рынка. Основной задачей данного кодекса является пресечение недобросовестных торговых практик на биржевых торгах товарами. При этом важно отметить, что поскольку регулирование товарного рынка, в частности биржевого, не относится к целям Банка России, определенным Законом о Банке России, то среди полномочий Банка России отсутствуют полномочия, связанные с регулированием этического поведения участников биржевых торгов товарами. Таким образом, товарным биржам предоставляется единоличное право определить понятие недобросовестных торговых практик на товарном рынке, примерный их перечень, критерии злоупотреблений и их выявления. Представляется, что столь широкое полномочие биржи может повлечь риски как для участников торгов (в случае неадекватной оценки биржей рыночной ситуации и ошибочного применения мер воздействия), так и для биржи (разработка и применение ошибочного критерия недобросовестного поведения, который не в полной мере отражает неправомерность поведения участника торгов, впоследствии может повлечь регуляторные риски для биржи, а также повлиять на рыночную ситуацию).
4 В связи с изложенным, предлагается рассмотреть иностранный опыт правового регулирования этического поведения участников торгов (для целей настоящей статьи манипулирование как недобросовестная практика не рассматривается, поскольку не вызывает сомнений, что данная практика напрямую запрещена законом и ее осуществление влечет ответственность) биржевого товарного рынка (под товарным рынком для целей настоящей статьи предлагается понимать отношения между участниками биржевых торгов, возникающими в результате заключения и исполнения биржевого договора, а также между биржей и участниками, возникающими в ходе оказания услуг по проведения организованных торгов товарами или производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар), в частности регулирование недобросовестных торговых практик на уровне нормативных правовых актов, распределение полномочий по регулированию таких практик между регуляторами и биржей. Анализ проводится на примере крупнейших товарных бирж – Лондонской биржи металлов (Великобритания), Чикагской товарной биржи (США), Токийской товарной биржи (Япония), Универсальной товарной биржи (Индия).
5 Великобритания
6 Основными нормативными правовыми актами Великобритании, регулирующими биржевую деятельность, является Акт о финансовых услугах и рынках [4] (далее – Акт о финансовых рынках), Акт об инвестиционных биржах и клиринговых организациях [5]. Согласно данным актам надзор за биржами осуществляет Управление по финансовому регулированию и надзору (далее - FCA).
7 Разделом 1 Акта о финансовых рынках определено, что стратегической задачей FCA является обеспечение функционирования поднадзорных рынков. В целях исполнения указанной задачи FCA осуществляет следующие функции, в частности: подготовку нормативных актов, технических стандартов, выпуск руководств и пояснений, разъясняющих положения Акта о финансовых рынках, определение общих политик и принципов поднадзорных рынков. Акт о финансовых рынках, а также Руководство FCA [6], содержащие рекомендации биржам, устанавливают следующие требования к биржам (согласно Акту о финансовых рынках под биржей понимается признанная соответствующим приказом инвестиционная биржа), среди которых:
8 - требования к обеспечению возможности надлежащего функционирования биржи (например, FCA оценивает соответствие биржевых политик Акту о финансовых рынках);
9 - требования к системам контроля, управлению рисками и управлению конфликтом интересов;
10 - требования к осуществлению алгоритмической торговли.
11 Кроме того, согласно Руководству в целях исполнения FCA функций по надзору за биржами и защитой прав инвесторов, FCA также осуществляет оценку правил и процедур биржи на предмет:
12 - соответствия соблюдения биржей законодательства, в частности законодательству о запрете злоупотреблений на рынке, биржевых процедур и правил;
13 - запрета осуществления недобросовестных торговых практик, а также намеренного сообщения или публикации ложной информации о торгах;
14 - запрета осуществления следующих действий: заключения сделок, в которых со стороны договора неправомерно истребуются убытки; заключения сделок с намерением создать ложную видимость торговой активности; кросс-торговли с ненадлежащими целями; совершения сделок, заключение которых оговорено заранее и соглашение о заключении которых достигнуто ненадлежащим образом; совершения сделок, с намерением посодействовать или скрыть потенциальные злоупотребления на рынке; совершения сделок, в которых одна сторона не имеет намерения рассчитаться по итогам сделки или ликвидировать свои позиции.
15 Руководством определено, что биржа должна соблюдать требования к продвижению и поддержанию высоких стандартов прозрачности и честности в отношении осуществления биржевой деятельности. FCA определяет степень, с которой биржа осуществляет продвижение и поддержание указанных стандартов путем их внедрения в правила, практики, процедуры и соответствие указанных правил, практик и процедур законодательству о злоупотреблении на рынке, иным кодексам поведения, правилам и принципам, регулирующим поведение на биржевом рынке, которые пользователи британской финансовой системы могут ожидать, будут применяться в отношении регулируемой деятельности и поведению участников торгов.
16 FCA разъясняет, что биржа должна иметь эффективные механизмы необходимые, в том числе для мониторинга за заключаемыми на бирже сделками и за соблюдением участниками торгов правил биржи, в том числе с целью предотвращения торговли не в соответствии с установленными биржей правилами. Данные механизмы могут включать проведение расследований, на основании полученных жалоб о поведении лица на биржевом рынке, а также процедуры разрешения споров, вытекающих из этих жалоб. В целях контроля за выполнением биржами указанной задачи FCA осуществляет мониторинг и надзор за биржей в отношении ее сервисов (клиринговых и др)., оценивает возможность биржи осуществлять оценку соблюдения участниками торгов установленных биржей правил, оценивает возможность биржи определять существенность нарушения биржевых правил, оценивает возможность биржи предпринимать соответствующие дисциплинарные меры против участников торгов, а также оценивает возможность в случае нарушения правил торгов, приостанавливать допуск к сервисам биржи и сообщать о противоправном поведении участников торгов соответствующим лицам.
17 FCA также устанавливает требования к биржам, связанные с требованиями к потенциальным участникам торгов. К таким требованиям, в частности относятся необходимая положительная деловая репутация и наличие достаточного уровня экспертизы в сфере торгов. Руководством также закреплены общие гарантии для инвесторов, такие как обязанность биржи обеспечивать прозрачность правил и процедур, необходимых для обеспечения честной торговли и в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством, а также устанавливать объективные критерии для эффективного исполнения заявок.
18 В дополнение, можно отметить, что согласно Акту об инвестиционных биржах и клиринговых организациях у FCA есть полномочия по рассмотрению предложений бирж о принятии нормативных положений в связи с биржевой деятельностью. При этом под нормативным положением понимается любое правило, руководство, договоренность, политика или практика. FCA может не согласиться с предложением биржи, в случае если требование является чрезмерным, и нормативное положение налагает требование на лиц, затронутых им. При рассмотрении вопроса о том, является ли требование чрезмерным, FCA должно учитывать все соответствующие обстоятельства, включая:
19 (a)влияние существующих правовых и иных требований,
20 (b)глобальный характер финансовых услуг и рынков,
21 (c)желательность содействия инновациям и
22 (d)влияние предлагаемого положения на доверие рынка.
23 Учитывая изложенное, проведенный анализ законодательства Великобритании в отношении регулирования этического поведения этического поведения участников биржевых торгов показывает:
  1. Регулирование этического поведения участников торгов осуществляется не на уровне нормативных правовых актов, а на уровне содержащихся в Руководстве разъяснений регулятора, к задачам которого относится обеспечение функционирования бирж.
  2. Разъяснения регулятора обязательны для исполнения биржами. Регулятором впоследствии производится оценка исполнения биржами его требований, в частности проводится мониторинг биржевых торгов, а также оценивается выполнение биржами требований, касающихся выявления недобросовестных торговых практик и их запрета.
  3. Разъяснения регулятора не содержат исчерпывающего перечня недобросовестных практик, что означает обязанность бирж по дополнительной разработке критериев недобросовестных практик, их выявлению и сообщении регулятору о существенном нарушении участниками торгов правил биржи, нарушении порядка проведения торгов, случаях злоупотребления на рынке и т.д.
  4. FCA, с одной стороны, жестко определяет обязательные требования и положения, которые должны быть соблюдены биржей, в том числе в части регулирования этического поведения участников торгов, требований к участникам торгов, с другой стороны, предоставляет бирже самостоятельность в определении процедур выявления недобросовестных практик, проведения механизмов расследований и др. Руководство определяет функции биржи как регуляторные, под которыми понимаются функции, связанные или вытекающие из обязанностей, которые налагаются на биржи в соответствии с Актом о финансовых рынках.
24 Учитывая приведенное выше правовое регулирование этического поведения участников биржевых торгов в Великобритании, предлагается рассмотреть данное регулирование применительно к деятельности такой крупной биржи, находящихся на территории Великобритании, как Лондонская биржа металлов.
25 Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange)
26 Согласно Правилам торгов Лондонской биржи металлов [7] (далее – LME) биржа вправе отказать в допуске кандидатов к торгам, например, в случае если у биржи есть разумные сомнения в том, что кандидат способен участвовать в торгах в соответствии с законодательством Великобритании. Эта же причина может послужить основанием для приостановления членства участника торгов в допуске к торгам.
27 Биржа ожидает от всех своих участников торгов честных, справедливых и профессиональных действий в интересах своих клиентов. Это включает, например, обязанность по соблюдению требований, таких как честность, справедливость, профессионализм, необходимость раскрытия информации, разрешение конфликта интересов, принцип лучшего исполнения в интересах клиента. В случае нарушения перечисленных требований (в совокупности с другими требованиями), противоправные действия могут быть рассмотрены как нарушение Правил торгов, заключающееся в поведении, повлекшем или которое может повлечь для биржи или ее рынков потерю деловой репутации. Кроме того, в отношении такого участника торгов может быть проведено расследование и возбуждено дисциплинарное производство. Примерная сумма штрафа за доказанное нарушение 100 000 фунтов, однако сумма может быть повышена, учитывая степень нарушения и обстоятельств при которых это нарушение произошло.
28 Кроме того, согласно положению 12.6 Правил торгов участник торгов обязан соблюдать высокие стандарты прозрачности и честности сделок, а также высокие стандарты рыночного поведения, указанные в принципах и руководствах, издаваемых FCA. В Руководстве FCA «Принципы для бизнеса», один из принципов «Рыночное поведение» устанавливает обязанность любой организации по соблюдению должных стандартов рыночного поведения. Данный принцип применяется к действиям, которые могут иметь негативный эффект на стабильности финансовой системы Великобритании.
29 Представляется, что принцип прозрачности может быть раскрыт посредством следующего требования, установленного Правилами торгов биржи. Участник торгов должен осуществлять взаимодействие в открытой и активной манере сотрудничества, а также незамедлительно сообщать бирже о любой информации в отношении данного участника торгов, которая разумно ожидается, что им будет сообщена. Неисполнение указанной обязанности в срок может повлиять на способность биржи принимать своевременные и корректные решения в целях поддержания своих регуляторных функций. При этом мера ответственности за нарушение данной обязанности по информированию определяется степенью нарушения (незначительное или серьезное нарушение), а разница между степенями нарушения подробно описана в правилах торгов.
30 Помимо обязанности участника торгов по раскрытию информации, Правила торгов устанавливают обязанность участников торгов в части отказа от совершения следующих запрещенных практик, в частности:
31 - осуществление манипулирования или принятие попытки манипулирования или создание или попытка создания искусственного рынка;
32 - заключение или совершение попытки заключения сделки или серии сделок, направленных на создание искусственного рынка, на котором цены и оборот на самом деле не отражают ситуацию на рынке;
33 - заключение или принятие попытки осуществлять washtrading (недобросовестная практика, при которой участник торгов покупает и продает один и тот же актив в течение короткого промежутка времени, пытаясь ввести в заблуждение других участников торгов относительно цены или ликвидности актива) или фиктивные сделки;
34 - демонстрирование или принятие попытки демонстрировать, что торговая активность имеет место, когда фактически такой активности не было и никто не должен вводить в заблуждение или пытаться вводить в заблуждение персонал биржи относительно характера какой-либо торговой деятельности.
35 За указанные нарушения к участнику торгов биржей может быть применен штраф с учетом оценки всех обстоятельств дела и следующих факторов:
36 - природы, частоты и продолжительности нарушения. В том случае, если участник торгов совершил тот же самый проступок в течение 24 месяцев, это должно быть рассмотрено как отягчающий фактор, а санкция за такое нарушение должна быть выше;
37 - совершение нескольких, но разных нарушений;
38 - в случае, если в результате нарушения возник риск совершения финансового уголовного нарушения или иных нарушений закона или иных положений;
39 - степени ответственности за акт неправомерного поведения или степень, в которой участники торгов берут на себя ответственность за акт неправомерного поведения;
40 - достаточности систем и контроля, которые участник торгов должен иметь для предотвращения совершения нарушения;
41 - принятие любого действия по исправлению положения, предпринятого участником торгов с момента выявления факта неправомерного поведения.
42 Налагаемый финансовый штраф должен быть уместным и соразмерным имевшему место нарушению (нарушениям) и должен быть разумным во всех обстоятельствах. Участники торгов должны иметь в виду, что финансовое наказание должно действовать как сдерживающий фактор для других участников торгов и клиентов от осуществления аналогичной деятельности.
43 Учитывая анализ правил торгов LME, можно отметить следующее:
  1. Биржей предъявляются требования к этическому поведению участников торгов, при этом данные требования могут быть классифицированы по видам, например, требование к соблюдению бизнес стандартов и взаимодействию с клиентами, требования к раскрытию LME необходимой информации и др.
  2. Состав некоторых нарушений, заключающихся в несоблюдении этического поведения участников торгов, биржей определен достаточно подробно, однако, представляется, что правил торгов не содержат полного перечня нарушений, поскольку например, нарушение принципа «честности» будет оцениваться с учетом конкретной ситуации и ее обстоятельств. Полагаем, что важную роль при определении было ли нарушение или нет имеют последствия для биржи/участников торгов.
  3. Меры воздействия за нарушение требований в части этического поведения определяются в зависимости от степени нарушения, которая определена внутренними документами биржи, а также с учетом иных факторов, изложенных в данных документах.
44 США
45 Закон о товарных биржах (The commodity exchange act) регулирует торговлю товарными фьючерсами, свопами, торговлю с кредитным плечом в США. Комиссия по товарным фьючерсам (CFTC) (далее – Комиссия) выступает в качестве регулятора бирж, осуществляющих торговлю, в частности товарными фьючерсами. Организованная биржа означает, во-первых, что данная площадка разрешает торговлю лицу, которое не является уполномоченной стороной по контракту либо от его имени или лицами, не являющимися основными участниками сделки (договор между посредниками), во-вторых, данная площадка установила правила, которые регулируют поведение участников торгов, т.е. эти правила отличаются от правил, которые регулируют подачу заявок и исполнение сделок на бирже, а также содержат дисциплинарные санкции, иные чем исключение участников торгов от участия в торгах.
46 Биржа разрабатывает правила торгов в целях осуществления торгов в соответствии с правилами. При внесении изменений в правила торгов, создании новых контрактов биржа направляет письменное подтверждение в Комиссию о соответствии новых фьючерсных контрактов или правил торгов главе 7 пар.7a-2 Свода законов США (U.S.Code) и может запросить одобрение внесения соответствующих изменений. Комиссия одобряет данные изменения, в случае, если они не противоречат главе 7 U.S.Code [8]. Комиссия вправе изменять или дополнять правила биржи в той мере, в какой это необходимо или уместно в соответствии с правилом, постановлением или приказом, если после направления соответствующего письменного запроса бирже такая биржа от своего имени вносит указанные изменения в свои правила и практику. Правила, постановления или приказы Комиссии могут предусматривать изменения в отношении таких вопросов, как условия исполнения контрактов, порядок заключения договоров и др.
47 Среди требований к биржам [9], предъявляемых Законом о товарных биржах, содержится установить надлежащие стандарты приемлемости, в том числе для участников торгов, а также обязанность установить правила, запрещающие злоупотребления на рынке. Биржа должна организовывать обращение только теми контрактами, которые не могут быть подвергнуты манипулированию. Биржа должна иметь возможность предотвратить случаи манипулирования рынком, искажение цены или нарушения в процессе доставки или расчетов посредством осуществления надзора за рынком, внедрения практик и процедур, предусматривающих методы проведения мониторинга торговли в режиме реального времен. Биржа должна поддерживать правила и процедуры, обеспечивающие регистрацию и безопасное хранение всей идентифицирующей торговой информации таким образом, чтобы участники рынка могли использовать эту информацию с целью:
48 (А) оказания помощи в предотвращении злоупотреблений со стороны клиентов и рынка; и
49 (Б) предоставлении доказательств любых нарушений правил рынка.
50 Биржа должна утвердить и обеспечивать исполнение правил торгов, во-первых, с целью защиты рынка и его участников от недобросовестных действий любой стороны, включая такие действия, совершенные представителем участника торгов, во-вторых, обеспечивать честную и справедливую торговлю на рынке.
51 В Кодексе Соединенных Штатов Америки (U.S. Code) перечислены запрещенные практик, среди которых осуществление wash trading, осуществление ложных продаж, вовлечение в торговые практики или осуществление поведения в соответствии с правилами торгов биржи, которое нарушает правила подачи заявки на покупку или продажу; демонстрация намеренного или безответственного пренебрежения к исполнению выполнению сделок; спуфинг (отмена заявки до исполнения). U.S.Code предусматривает право Комиссии по торговле фьючерсами вправе издавать правила в целях запрета недобросовестных торговых практик, которые нарушают справедливую и честную торговлю.
52 Биржа или Комиссия, если биржа не сможет предпринять действия, может приостановить, исключить или иным образом применить дисциплинарные действия к любому участнику торгов либо отказать в допуске любому лицу к торгам. Любое решение основывается на правилах торгов биржи. В случае, если такие дисциплинарные действия инициируются биржей, биржа уведомляет Комиссию и лицо, в отношении которого применено приостановление, исключение или применение дисциплинарных действий с указанием причин. Комиссия вправе раскрыть информацию о данном случае.
53 Комиссия может, по своему усмотрению и в соответствии со стандартами и процедурами, которые она сочтет целесообразными, пересмотреть любое решение биржи, в соответствии с которым допуск лица был приостановлен, прекращен либо применены дисциплинарные взыскания. Кроме того, Комиссия может, по своему усмотрению и по заявлению любого лица, на которое негативно повлияло любое другое действие биржи, пересмотреть такое действие [10].
54 Учитывая изложенное, можно отметить следующее:
  1. Закрепление запрещенных практик на биржевом рынке осуществляется не только на уровне актов и иных разъяснений регулятора, но и на уровне нормативного правового акта напрямую.
  2. Комиссия имеет достаточно, на наш взгляд, широкие полномочия по регулированию биржевой деятельности, в частности это определяется полномочием регулятора по дополнению правил биржи в определённых случаях, а также применением мер воздействия к участникам торгов напрямую.
55 Чикагская товарная биржа (Chicago mercantile exchange)
56 Правила торгов одной из крупнейших бирж на территории США – Чикагской товарной биржи определяют перечень добросовестных и недобросовестных торговых практик. К недобросовестным практикам относится, в частности торговля в противонаправленную сторону от клиентских заявок, публичное раскрытие клиентских заявок, wash trading, осуществление сговора в отношении заключения сделок на торгах, вступление в сделки с намерением ввести в заблуждение участников торгов, заключение сделок с целью нарушить или перегрузить работу систем биржи, отмена заявок перед исполнением или изменять заявку перед исполнением (спуфинг), осуществление нечестного или некоммерческого поведения, вовлечение в проведение несовместимое со справедливыми принципами торговли, совершение действий, которые наносят вред интересам или репутации биржи или вовлечение в любое поведение, которое негативным образом влияет на репутацию биржи.
57 Меры воздействия за нарушение правил торгов применятся биржей в соответствии с правилами торгов.
58 Учитывая изложенное, на наш взгляд, несмотря на то, что в США биржам также предоставлено право выявлять недобросовестные практики и внедрять запрет на их осуществление в правила торгов, в большей степени регулирование недобросовестных практик в США осуществляется на уровне закона и регулятора.
59 Индия
60 Актом, регулирующим деятельность бирж является Акт о регулировании сделок с ценными бумагами (Securities Contracts (Regulation) Act) (далее – Акт) [11]. Данный акт в редакции 1956 года, определял, что регулирование бирж осуществляется Советом по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Board of India). Согласно данному Акту под биржей, которая вправе осуществлять торги ценными бумагами, к которым, в частности относятся товарные деривативы, понимается биржа, которая должна удовлетворять требованиям, установленным Центральным Правительством.
61 Одним из требований к бирже являлось предоставление Центральному Правительству правил торгов, которые соответствуют принципам честности заключения сделок и защиты инвесторов. В случае, если это и другие требования удовлетворялись, то биржа считалась признанной Центральным Правительством для целей осуществления сделок. Законом предусмотрены обязанности и запреты для участников торгов, связанные с заключением договоров на бирже, однако среди данных обязанностей отсутствуют обязанности участников торгов по соблюдению этических принципов поведения.
62 В 2018 году в Акт о регулировании сделок с ценными бумагами внесены изменения. Требования к биржам стали существенно расширены, однако требования в части этических требований к участникам торгов в Акте о регулировании сделок с ценными бумагами по-прежнему отсутствуют.
63 Помимо Акта о регулировании сделок с ценными бумагами индийский регулятор (SEBI) выпустил Положение о запрете мошеннических действий и недобросовестных торговых практик (Securities and exchange Board of India (prohibition of fraudulent and unfair trade practices relating to securities market) regulations). К последним относятся вовлечение в действия, создающее ложное или вводящее в заблуждение, совершение сделок без намерения передачи права собственности, но с намерением изменить рыночную цену, создание искусственной активности, распространение ложной информации, зная, что данная информацию является ложной и др. В случае, если у регулятора есть основания о применении участником торгов недобросовестной практики, биржа вправе инициировать расследование, а также вынести предупреждение, приостановить регистрацию посредника, отменить такую регистрацию (участники торгов должны быть зарегистрированы индийским регулятором и соответствовать правилам торгов и иным внутренним документам биржи), а также иные действия.
64 Учитывая изложенное, можно отметить следующее:
  1. Одной из целей индийского регулятора является регулирование недобросовестных практик, которым посвящен отдельный нормативный правовой акт, раскрывающий возможные злоупотребления на рынке.
  2. В случае выявления недобросовестных практик, регулятор вправе, минуя биржу, применить к участнику торгов меру воздействия.
65 В связи с изложенным, предлагается провести анализ правил торгов крупнейшей биржи Индии – Универсальной товарной биржи, на предмет регулирования биржей недобросовестных торговых практик.
66 Универсальная товарная биржа Индии
67 Согласно Правилам торгов биржи поведение потенциального участника торгов должно быть честным, прозрачным, этическим. Лицо не может стать участником торгов в случае, если оно было осуждено за преступление, связанное с мошенничеством или нечестным поведением.
68 Внутренние документы биржи выделяют несколько видов противоправного поведения, от исполнения которого участники торгов должны воздерживаться: поведение, не соответствующее бизнес принципам, непрофессиональное поведение, запрет на мошеннические и недобросовестные практики.
69 Участники торгов должны соблюдать цели и интересы биржи и защищать интересы инвесторов. В целях выполнения данной обязанность участники торгов должны придерживаться, в частности следующих правил, составляющих кодекс этики – свод примеров добросовестного поведения:
70 - участники торгов должны предупредить клиентов о рисках биржевой торговли и не вправе принимать поручения от клиентов до тех пор, пока клиентом не будет подписано такое предупреждение;
71 - участник торгов должен уведомлять своих клиентов об изменении устава и иных внутренних документов биржи перед совершение биржевых сделок;
72 - участники торгов не должны поощрять, подстрекать или позволять своим клиентам уклоняться от маржи, гарантийных депозитов и т.д. в отношении торговли на бирже и других финансовых и нефинансовых требований.
73 За нарушение указанных правил к участнику торгов может быть применены такие меры ответственности, как приостановка, исключение из состава участников торгов биржи, штраф.
74 Биржа осуществляет мониторинг следующих недобросовестных практик: циркулярной торговли/манипулированием ценами/ценовой сговор и иные злоупотребления на рынке и предпринимает действия, в случае идентификации таких практик. К недобросовестным торговым практикам согласно Правилам торгов также относятся, в частности следующие:
  1. Абнормальная торговля - случаи, когда сделки купли-продажи были исполнены одной и той же группой участников по аномально высокой ценовой разницей, которая не связана с движением спотовой/фьючерсной цены на базисный товар. Основная цель таких сделок – передача прибыли или убытков между участвующими лицами.
  2. Перекрестные сделки/циркулярная торговля/структурированные сделки и иные злоупотребления на рынке:
75 - перекрестные сделки – ситуация, при которой участник торгов является стороной по одному и тому же договору, а также когда заявки на покупку и продажу подаются в период времени, который определен биржей и когда цена обеих заявок на покупку или продажу одинаковая и количество лотов значительное.
76 - круговая торговля – относится к торговле клиентом или участником торгов или группой участников торгов и/или их клиентов, которые подают заявку на покупку, а их контрагентами выступает одно или более лицо этой же группы или другие несвязанные субъекты с целью манипулирования ценами или создания искусственных объемов.
77 - структурированные сделки – то же, что и перекрестные сделки, за исключением того, сторонами являются разные участники торгов, и такие сделки подрывают механизм определения справедливой цены.
78 Правилами торгов установлено, что участники торгов должны, в частности иметь политику, включающую положения в отношении таких вопросов как подозрительная или манипулятивная деятельность и порядок сообщения о таких практиках.
79 Таким образом, принимая во внимание проведенный анализ внутренних документов Универсальной торговой биржи Индии стоит отметить, что несмотря на наличие в законодательстве достаточного количества требований, в том числе к бирже, связанных с этическим поведением участников торгов, биржа дополнительно к уже установленным требованиям, самостоятельно вправе определить перечень, критерии недобросовестных торговых практик путем их включения в правила торгов и иные документы биржи, подлежащие одобрению Советом по ценным бумагам и биржам. Следовательно, представляется возможным утверждать, что биржам представляется самостоятельность в регулировании этического поведения участников торгов, однако данная самостоятельность ограничена пределами усмотрения регулятора, который в случае несогласия с запретом данных практик вправе не одобрить внутренние документы биржи.
80 Япония
81 В Японии создание бирж регулируется Актом о товарных деривативах (Commodity Derivatives act) и Актом о финансовых инструментах и биржах (Financial Instruments and exchange Act). Производные финансовые инструменты, базисным активом которых является товар, обращаются на товарной бирже, а деривативы, в основе которых лежат финансовые инструменты, обращаются на биржах финансовых инструментов. Согласно Актам биржи обоих видов обладают достаточно широкими полномочиями по саморегулированию в целях обеспечения справедливости сделок на товарном рынке. При этом саморегулирование заключается, в частности, в предоставлении услуг на товарном рынке, касающихся проведения расследований действий участника торгов на предмет соответствия уставу, правилам торгов, а также принципам добросовестности в сделках. в возможности принятия правил торгов, содержащих положения, касающихся допуска к торгам, порядка торгов, полномочий по проведению расследований, разрешению споров, и др.
82 Наравне с полномочиями по саморегулированию регулирование обращения товарными деривативами осуществляется Министерством экономики, торговли и промышленности и Министерством сельского хозяйства, лестного и рыбного хозяйства. Полномочия между министерствами распределяются в соответствии с их компетенцией.
83 Согласно Акту о товарных деривативах, целью которого является обеспечение честности ценообразования на товары, под товарной биржей понимается, в частности ассоциация, основанная на членстве, основной целью которой является открытие необходимых рынков для совершения эффективных фьючерсных сделок с товарами или товарными индексами. Товарная биржа обладает разрешением, выданным соответствующим министром, на основании его приказа. Выдача разрешения может сопровождаться дополнительными условиями, установленными министром, необходимыми для обеспечения публичного интереса или честности сделок. Акт о товарных деривативах не предъявляет требований к участникам торгов в части необходимости соблюдения этических принципов. Вместе с этим, в ст.116 Акта о товарных деривативах приведен список недобросовестных практик, к которым относятся следующие действия:
84 - совершение сделки купли-продажи на товарном рынке без намерения передать право собственности на указанный в перечне товар;
85 - занятие практикой wash trading на товарном рынке или заниматься торговлей на товарном рынке под ложным предлогом, избегая использования своего имени;
86 - проведение серии сделок на товарном рынке, которые, вероятно, введут людей в заблуждение, заставив их поверить, что сделки на товарном рынке являются успешными, или которые, вероятно, изменят котировки на этом товарном рынке, либо самостоятельно, либо совместно с другим лицом.
87 При этом статьей 117 Акта о товарных деривативах лицо, применяющее недобросовестные практики, должно компенсировать убытки, вызванные совершенной противоправной сделкой, в сумму которых включается сумма контракта или сумма, которую одно лицо, должно уплатить другому согласно условиям договора.
88 Актом о товарных деривативах (ст.118) определено, что если на товарном рынке совершается или, вероятно, будет совершен чрезмерный объем сделок путем скупки товаров (корнер), медвежьих рейдов или любым другим методом, или формируется несправедливая сумма вознаграждения или контрактная цена и т.д., и министр считает, что необходимо принять меры для поддержания порядка на товарном рынке и защиты общественных интересов, министр может издавать соответствующие приказы, адресованные следующим лицам:
89 (i) участникам торгов и т.д. в части наложения ограничений на операции на товарном рынке или на получение доверенности на проведение операций;
90 (ii) товарной бирже в части принятия мер по ограничению колебаний котировок или объема неурегулированных сделок на товарном рынке, на котором работает товарная биржа, изменения размера клиринговой маржи или выполнения одного из действий, определенных приказом компетентного министерства как нечто, обеспечивающего справедливость расчетов сделок на товарном рынке;
91 (iii) клиринговой организации в части изменения размера клиринговой маржи или выполнения одного из действий, определенных приказом компетентного министерства как нечто, обеспечивающее честность сделок на товарном рынке.
92 Учитывая изложенное, можно отметить следующее:
  1. Полномочия по регулированию товарных бирж распределяются между Министерствами, что является отличным от подхода, выбранного в иных странах, в которых полномочия по регулированию биржевой деятельности осуществляются специально созданным самостоятельным лицом, не совмещающим свои функции с функциями государственного органа.
  2. В японском законодательстве уделяется особое внимание саморегулированию товарных бирж. Некоторые биржи практикуют в своей деятельности создание специального саморегулируемого органа – комитета, отвечающего за соблюдение принципа саморегулирования.
  3. Нормативным правовым актом напрямую закреплен перечень недобросовестных практик. Однако у бирж есть обязанность по обеспечению принципа добросовестности в заключаемых на бирже сделках, что указывает на право бирж устанавливать перечень недобросовестных практик во внутренних документах биржи.
93 В связи с приведенным выше анализом правового регулирования этического поведения участников торгов в Японии, предлагается рассмотреть применение положений японского законодательства на примере Токийской товарной биржи.
94 Токийская товарная биржа (Tokyo Commodity Exchange)
95 Согласно ст. 165 Правил торгов следующие действия рассматриваются как нарушение принципа честности или равенства сделок: вовлечение в недобросовестные сделки или брокерскую деятельность; отказ от поддержания достоверности; вовлечение в совершение действий, которые противоречат защите потребителя; вовлечение в неосторожные или небрежные сделки или брокерские действия; другие акты или поведение, предусмотренные правилами членства [12]. Кроме того, на сайте биржи приведены примеры недобросовестных практик. К таким практикам можно отнести, в частности следующие [13]:
96 - Намеренное манипулирование ценой во время колл-аукциона.
97 - Намеренное манипулирование ценой во время непрерывной торговли.
98 - Намеренное манипулирование расчетной ценой.
99 - Поддельная заявка или спуфинг.
100 В случае, если участник торгов существенно нарушает исполнение сделок на рынке, необоснованно возражая против исполнения на товарном рынке, или существенно препятствует исполнению сделок другими участниками торгов без уважительной причины, биржа может вынести предупреждение, наложить штраф в размере 100 миллионов (100 000 000) иен или меньше, приостановить или ограничить такому участнику осуществление сделок или клиринговых операций полностью или частично, на срок до 6 месяцев, или аннулировать членство такого участника.
101 В случае, если участник торгов полагает или осуществляет действия, которые нарушают принцип честности или равенства сделок, или причиняет вред или ухудшает репутацию биржи и ее членов, биржа вправе внести предупреждение, наложить штраф 100 млн иен или меньше, приостановить или ограничить такого участника торгов от совершения сделок или отправки товара на срок до 6 месяцев или аннулировать участие такого участника торгов.
102 В случаях, когда биржа выносит предупреждение, налагает штраф, приостанавливает или ограничивает участие полное или частичное участие в торгах участника торгов, биржа вправе обязать участника торгов принять действия по урегулированию ситуации.
103 Если участник, в отношении которого применены дисциплинарные меры, также является участником торгов другой биржи, биржа, на которой совершено первое нарушение, должна сообщить другой бирже наименование участника, тип санкции, причину и т.п., и иную информацию об участнике, так чтобы данная информация была получена такой биржей до применения ею санкции.
104 Кроме того, согласно правилам торгов лицо может быть исключено из членов биржи, в связи с ненадлежащим осуществлением своей деятельности на товарном рынке, а также наличием недостаточного социального авторитета.
105 Учитывая проведенный выше анализ, можно отметить, что японская товарная биржа имеет свой перечень недобросовестных торговых практик, запрещенных к осуществлению на организованных торгах, дополнительно к практикам поименованным в законодательстве Японии.
106 Таким образом, на основании проведенного исследования законодательства Великобритании, Индии, США и Японии, а также правил торгов крупных бирж данных юрисдикций, можно сделать следующий вывод:
  1. В каждой из рассматриваемых юрисдикций недобросовестные торговые практики подлежат регулированию: либо закреплены на уровне нормативных правовых актов либо регулятор самостоятельно устанавливает перечень недобросовестных практик в рекомендациях, разъяснениях и т.д.
  2. Всеми без исключения регуляторами осуществляется контроль за соблюдением биржами в части соблюдения биржами собственных правил торгов и иных внутренних документов, в том числе регулирующих недобросовестное торговое поведение. В некоторых юрисдикциях (США) регулятор вправе «принудительно» вносить изменения, если считает, что биржей не были исполнены требования регулятора.
  3. Описание недобросовестных практик не ограничивается такими общими словами, как «нечестность», «несправедливость» и т.д., большинство проанализированных нормативных правовых актов содержит достаточно подробное описание рыночных злоупотреблений.
  4. С целью минимизации рисков злоупотреблений практически всеми биржами устанавливаются требования к «порядочности» потенциальных участников торгов (кандидатов). После принятия кандидата в участники торгов законодательство всех исследуемых юрисдикцией устанавливает обязанность биржи (помимо выявления недобросовестных практик) по мониторингу организованных торгов в онлайн режиме, в том числе и с целью отслеживания неэтичного поведения.
  5. Перечень злоупотреблений, приведенный в актах и разъяснениях регуляторов, не является закрытым, биржи обязаны не только выявлять перечисленные запреты, но и обязаны выявлять новые недобросовестные схемы и внедрять их во внутренние документы.
  6. Практически во всех странах регулятор вправе напрямую применить меры воздействия к недобросовестному участнику торгов, однако полномочия биржи по применению мер воздействия к участнику торгов не исключаются.
  7. Учитывая изложенное, можно отметить, что в целом регулирование недобросовестных практик относится в большей части к полномочиям регуляторов, чем к функциям бирж, поскольку целью каждого из регуляторов согласно законодательству каждой из рассмотренных юрисдикций является обеспечение стабильности на поднадзорном ему рынке. Регулирование осуществляется регулятором как непосредственно (например, путем применения мер к участникам торгов), так и опосредованно (например, осуществление контроля за биржами в части контроля за ими участников торгов, а также соблюдения правил биржевых торгов). Вместе с этим, анализ показывает, что биржи не исключаются из процесса регулирования, поскольку они находятся ближе к первоисточнику нарушений (т.е. первыми получают информацию о нарушениях, совершенных на организованных торах).
107 Таким образом, иностранный опыт показывает, что и регулятор, и биржа выявляют недобросовестное поведение участников торгов, устанавливают его критерии и меры воздействия за такое поведение. Вместе с этим, с целью минимизации возможных последствий для товарного рынка, например, ввиду ошибочных действий биржи при квалификации такого поведения, а также с целью поддержания стабильности товарного рынка иностранный регулятор осуществляет контроль за деятельностью бирж и контроль за соблюдением участниками торгов локального законодательства, издает соответствующие акты и рекомендации, содержащие перечень желательных и нежелательных рыночных практик. Предоставление столь широких полномочий по контролю регулятору, на наш взгляд, означает, что регулятор играет ведущую роль при признании торговой практики недобросовестной, задавая направление для бирж в части критериев выявления недобросовестных практик. В связи с изложенным, полагаем целесообразным использовать зарубежный опыт регулирования недобросовестного поведения участников биржевых торгов на товарном рынке в российской практике при внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части полномочий Банка России.

Библиография

1. Основные принципы добросовестного поведения на финансовом рынке (Кодекс добросовестного поведения). URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/67559/basic_principles_financial%20market.pdf

2. Биржа СПбМТСБ отстранит покупателя от торгов нефтепродуктами за использование робота// Интерфакс.URL: https://www.interfax.ru/business/856602

3. Анализ Банка России биржевого товарного рынка за 2019 год. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/32204/reveiw_29052020.pdf

4. Financial services and markets act 2000. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/8/contents

5. Investment exchanges and clearing houses act 2006. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/55

6. Recognised Investment Exchanges. URL: https://www.handbook.fca.org.uk/handbook/REC.pdf

7. London Metal Exchange Rules and Regulations, одобренные Советом директоров биржи 22.08.2023. URL: https://www.lme.com/about/Regulation/Rules/Rule-book

8. U.S.Code URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/7/7a-2

9. U.S.Code URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/7/7

10. U.S.Code URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/7/12c

11. The Securities contracts (regulation) act 1956. URL: https://www.indiacode.nic.in/bitstream/123456789/1644/1/A195642.pdf

12. Japan exchange group URL: https://www.jpx.co.jp/english/rules-participants/rules/regulations/03.html

13. Japan exchange group. Examples of trade practice which might trigger action by TOCOM URL: https://www.jpx.co.jp/english/regulation/tocom/preventing/02.html

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести