Анализ правового регулирования использования ВИЭ в энергетическом законодательстве новых участников межгосударственного объединения БРИКС
Анализ правового регулирования использования ВИЭ в энергетическом законодательстве новых участников межгосударственного объединения БРИКС
Аннотация
Код статьи
S231243500030176-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кологерманская Екатерина Михайловна 
Должность: Юрисконсульт ООО "ПромХим"
Аффилиация: ООО "ПромХим"
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
91-100
Аннотация

Отрасль энергетики (в том числе и сфера использования возобновляемых источников энергии) является одной из перспективных и инвестиционно выгодных сфер как на национальном, так и международном уровнях. Для государств, входящих в межгосударственное объединение БРИКС, данная область экономики выступает еще и площадкой для сотрудничества и взаимодействия. С 1 января 2024 года в качестве полноценных членов объединения входят новые шесть государств: Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет и Аргентина. В представленной статье проводится анализ государственно-правового регулирования использования ВИЭ указанных стран. Следует обратить внимание на то, что все участники объединения имеют существенные различия как в техническом и экономическом развитии, так и в законодательном регулировании как энергетики, в целом, так и ВИЭ в частности. Однако данные обстоятельства, напротив, подтверждают необходимость изучения опыта правового регулирования государств-членов БРИКС . Отмечается, что сфера использования ВИЭ в выбранных государствах подвержена государственному регулированию, определены субъекты общественных отношений, возникающих в области использования ВИЭ, правовой режим рынков электроэнергии и энергетических объектов, функционирующих на основе ВИЭ, закреплены юридические требования к иностранным инвестициям в проекты ВИЭ и пр. Тем самым, проведенный анализ позволяет обратить внимание на перспективные правовые меры, которые в целях совершенствования и актуализации могут быть имплементированы в национальное законодательство, а также способствовать проведению работы по международно-правовой унификации.

Ключевые слова
энергетическое право, возобновляемые источники энергии, электрическая энергия, БРИКС
Классификатор
Получено
24.10.2023
Дата публикации
17.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
152
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Как известно, БРИКС представляет собой межгосударственное объединение пяти государств, образованное в 2006 году в рамках Петербургского экономического форума. Согласно результатам саммита БРИКС, проведенного в августе 2023 года, с 1 января 2024 года в качестве полноценных членов в межгосударственного объединения входят новые шесть государств, а именно Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия, Египет и Аргентина [1].
2 Энергетика выступает важнейшей отраслью и неотъемлемой сферой обсуждения и сотрудничества, как на национальном, так и на международном уровне, в рамках деятельности БРИКС. Так, декларацией, принятой в 2019 году в Бразилии, закрепляется, что энергетические стратегии стран объединения подтверждают свою взаимодополняемость, открывая возможности для расширения энергетического сотрудничества внутри БРИКС в целях укрепления внутренней и глобальной энергетической безопасности и стимулирования экономического роста [2].
3 Разумеется, государства БРИКС имеют существенные различия по уровню энергетической самообеспеченности, структуре топливно-энергетического баланса, уровню развития энергетической инфраструктуры, организационным моделям внутренних энергетических рынков. Однако данные обстоятельства, напротив, подтверждают необходимость изучения опыта (в том числе государственно-правового) и сотрудничества в указанной области общественных отношений.
4 В целях полноценного сотрудничества и создания взаимовыгодных условий в энергетики (включая ВИЭ) создана Платформа энергетических исследований БРИКС [3], призванная содействовать устойчивому развитию энергетики посредством сотрудничества в области энергетических исследований, технологий, инноваций, развивать широкий диалог в целях обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным и устойчивым энергоресурсам, укрепления энергетической безопасности стран БРИКС и обеспечения более широкой поддержки БРИКС в глобальных дискуссиях по энергетическим проблемам.
5 Учитывая также, что энергетическая область в целом, а возобновляемые источники энергии, в частности, выступают одной из актуальных и инвестиционно выгодных экономических отраслей, изучение правового опыта анализируемой области не вызывает сомнений.
6 В соответствии со статистической информацией (на 2022 год) доля стран БРИКС в общемировом производстве электроэнергии составляет 42%, в глобальной возобновляемой энергетике – 43% [4].
7 Кроме того, результаты проведенного сравнительно-правового исследования законодательств стран - членов БРИКС могут быть использованы и в целях дельнейшего развития правового регулирования использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации и проведения работы по международно-правовой унификации [5].
8 Остановимся подробнее на особенностях правового обеспечения использования возобновляемых источников энергии для вновь принятых государств-участников БРИКС.
9 Королевство Саудовская Аравия (далее по тексту - КСА, СА)
10 Несмотря на то, что КСА обладает около 17% мировых запасов нефти, государством рассматривается возможность диверсификации своего энергетического комплекса за счет инвестиций в "зеленые" технологии и использования ветра и солнечного света [6]. Интересно, что КСА продвигает "циркулярную углеродную экономику", при которой действия компенсируют выбросы углекислого газа, а не сокращают промышленное производство.
11 Государственное регулирование ВИЭ базируется на документе - "Видения 2030" [7], представляющего стратегическую основу для снижения зависимости КСА от нефти, диверсификации секторов экономики, энергетики, инфраструктуры и пр.
12 Специальным документом государственного регулирования выступает Национальная программа по возобновляемым источникам энергии (NREP)[8], которая направлена на:
  1. диверсификация энергетических ресурсов страны в целях уменьшения зависимость СА от запасов нефти;
  2. достижение устойчивого сочетания традиционных и возобновляемых источников энергии;
  3. сокращение выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения и др.
13 Посредствам NREP правительство СА планирует к 2030 году перевести 50% внутреннего энергоснабжения на возобновляемые источники.
14 Конкретизируя указанные цели, Правительством принята зеленая инициатива (SGI) [9] как основа для "зеленого перехода", определившая сокращение выбросов углекислого газа в стране более чем на 278 мегатонн в год, сокращение глобальных выбросов метана на 30% до 2030 года в соответствии с Глобальным обязательством по метану и др.
15 Следует обратить внимание на то, что в настоящее время не существует нормативной базы, предметом которой выступает исключительно использование ВИЭ. Так, производство, передача и распределение электроэнергии (независимо от того, получена ли она из возобновляемых или традиционных источников энергии) считается электроэнергетической деятельностью, следовательно, подпадает под регулирование Закона об электроэнергетике и его подзаконными актами (the Electricity Law and its Implementing Regulations) [10], а контролирующем органом выступает - Управление по регулированию воды и электроэнергии (WERA).
16 Реализация проектов ВИЭ осуществляется в рамках проведения тендерной процедуры. Министерство энергетики объявляет тендерные заявки на проекты NREP и выдает запрос на квалификацию, который используется в качестве основы для предварительной квалификации кандидатов, как местных, так и международных. Затем Министерство определяет предварительно отобранных кандидатов на ведущие роли, и эти кандидаты затем переходят к этапу запроса предложений (RFP). Предложения включают технические и коммерческие компоненты.
17 После того как проект получил право на коммерческую эксплуатацию и успешно вступил в коммерческую эксплуатацию, проектная компания должна продать всю свою мощность и продукцию единоличному покупателю, как правило, по 25-летнему соглашению о покупке электроэнергии.
18 Вместе с тем, согласно специальному закону любое предприятие, осуществляющее деятельность в области электроэнергетики, должно получить лицензию от WERA.
19 Также в рамках функционирования (строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации) энергетических объектов, генерирующих на основе использования ВИ требуется ряд разрешений, включая оценку воздействия на окружающую среду и социальную сферу, а также, в зависимости от требований местного муниципалитета, в котором расположен проект, разрешение или лицензию на строительство или строительство.
20 Согласно Кодексу энергосистем [11], электростанции должны подать заявку на присоединение к национальному оператору системы передачи (National Grid - SA), а затем заключить договор о присоединении. Застройщики несут расходы на подключение к сети, а оператор системы передачи покрывает модернизацию сети за пределами точки подключения. Также кодекс включает требования к напряжению, частоте и модуляции генерации возобновляемых ресурсов.
21 В рамках Конференции ООН по изменению климата 2022 года (COP27) министр энергетики КСА объявил о создании "Центра знаний по циркулярной углеродной экономике" [12], целью которого является содействие международному сотрудничеству в области технологий замкнутого цикла выбросов углерода и содействие обмену информацией и передовым опытом между представителями государственного и частного секторов.
22 Объединенные Арабские Эмираты (далее по тексту - ОАЭ, Эмираты)
23 ОАЭ, являясь третьими по величине производителями нефти в ОПЕК, преследуют цели по сокращению выбросов углекислого газа, так Эмираты планируют инвестировать 160 миллиардов долларов в чистые и возобновляемые источники энергии в течение следующих трех десятилетий [13].
24 В 2017 году в ОАЭ принята Энергетическая стратегия до 2050 года[14], которая направлена на обеспечение чистой, безопасной и доступной энергии и сокращение выбросов парниковых газов. Программным документом установлены следующие энергетические цели до 2050 год: 44% - энергии из ВИЭ; 6% - от атомной энергетики; 38% - из природного газа; и 12% - от чистой ископаемой энергии. Эмиратами также были разработаны собственные ("региональные") стратегии по диверсификации экономики.
25 Параллельно осуществляется и правовое регулирование рассматриваемой области, так, в ОАЭ действуют законы и постановления как на государственном, так и на эмиратском уровне, которые регулируют режим использования ВИЭ. Согласно ст. 120 Конституции ОАЭ [15] передача и распределение электроэнергии (включая электроэнергию, вырабатываемую из ВИЭ) находится в собственности и под контролем государства.
26 Также Национальная сеть Эмиратов (ENG)[16] призвана объединить основных субъектов, принимающих значимые решения в ТЭК государства, а именно, Министерство энергетики Абу-Даби, Управление электроэнергетики и водоснабжения Дубая (DEWA),Федеральное управление электроэнергетики и водоснабжения (FEWA) и Управление электроэнергетики и водоснабжения Шарджи (SEWA). Благодаря чему обеспечивается разделение полномочий между эмиратами ОАЭ и формирование интегрированной энергетической сети.
27 Министерство энергетики и инфраструктуры [17] отвечает за разработку политики в электроэнергетическом секторе ОАЭ и соблюдение такой политики, однако имеет ограниченное влияние на руководство политикой и реализацию проектов в Абу-Даби и Дубае.
28 Таким образом, считается целесообразным рассмотреть правовой опыт регулирования ВИЭ на эмиратском уровне на примере Абу-Даби.
29 Законодательное регулирование рассматриваемой области ТЭК в Абу-Даби подвержено подробному юридическому закреплению различными нормативно-правовыми актами.
30 Основными субъектами сектора ВИЭ в Абу-Даби являются Министерство энергетики Абу-Даби (Abu Dhabi DOE), Эмирейтсская компания водоснабжения и электроснабжения (EWEC) и Энергетическая корпорация Абу-Даби (AD Power), а также субъекты частного сектора.
31 Кроме того, компания Транспортно-диспетчерская компания Абу-Даби (Transco) отвечает за эксплуатацию передающих сетей Абу-Даби и поставляет электроэнергию двум распределительным компаниям (Дистрибьюторская компания Абу-Даби (ADDC) и Дистрибьюторская компания Аль-Айн (AADC), которые полностью принадлежат Министерству энергетики Абу-Даби [18].
32 Традиционно реализация крупный проектов ВИЭ (в частности в коммунальном секторе) осуществляется посредством проведения конкурсных процедур (торгов), проводимым Министерством энергетики Абу-Даби согласно с требованиями Закона Абу-Даби № 2 от 1998 года "О независимых (водо- и энергетические) проектах" (IPP) [19]. В целом, указанный нормативно-правовой акт представляет собой базовый закон, регулирующий общественные отношения в анализируемой области.
33 Законом структурирован электроэнергетический сектор Абу-Даби по модели "единого покупателя". Так, все мощности по производству электроэнергии из возобновляемых источников приобретаются EWEC в соответствии с долгосрочным соглашением о покупке электроэнергии. Электроэнергия продается ADDC и AADC по ежегодно корректируемому оптовому тарифу для последующей продажи потребителям. ADDC и AADC платят Transco за использование системных тарифов за использование системы передачи Transco для транспортировки электроэнергии в распределительные системы.
34 Однако законодательно закреплена и система побочных продаж, представляющая собой продажу электроэнергии организациями, имеющими лицензию на производство, лицам, не являющимся EWEC, и реализуется по рекомендации акционеров EWEC при условии согласия Министерства энергетики Абу-Даби.
35 Согласно ст. 9 Закона о Министерстве энергетики Абу-Даби [20], использование энергетических объектов, функционирующих, в том числе и на основе ВИЭ, возможно лишь при наличии лицензии. Прохождение разрешительной процедуры зависит от конкретного проекта, но как правило включают требование проведения оценки воздействия на окружающую среду и разрешения на строительство, а также наличие действующей торговой лицензии и коммерческой регистрации.
36 Кроме того, законодательно определены особые лицензионные требования к подрядчикам, поставляющим и устанавливающим объекты распределенной возобновляемой энергии. Например, распределительная компания отвечает за сертификацию интеграторов солнечных фотоэлектрических систем в соответствии с установленной схемой регистрации.
37 Кодексом передачи электроэнергии Абу-Даби [21] закрепляются условия подключения к системе передачи, прогнозы спроса, оперативное планирование, операционная маржа и контроль спроса, устанавливаются требования к подключению к системе распределения, прогнозированию спроса и выработки, оперативному планированию, тестированию и мониторингу.
38 Следует обратить внимание на то, что данный пример правового регулирования использования ВИЭ применим лишь на территории одного эмирата - Абу-Даби, тем не менее, имеются схожие особенности реализации проектов ВИЭ на иных территориях ОАЭ.
39 Иран
40 Иран обладает четвертыми по величине запасами нефти и вторыми по величине запасами природного газа. Однако, несмотря на богатые углеводородные ресурсы, в последнее время страна проявляет большой интерес к развитию сектора возобновляемой энергетики.
41 Так, согласно шестилетнему плану развития (6-й FYDPL) [22], в Иране возобновляемые ресурсы, согласно сценариям "зеленого горизонта", должны обеспечить 5000 МВт электроэнергии.
42 Ираном был разработан ряд стратегий по внедрению ВИЭ в энергетический сектор государства, а именно:
  1. обеспечение 20% потребления электроэнергии государственных органов из возобновляемых источников энергии (Постановление Совета Министров от 21 сентября 2016 года)[23];
  2. финансирование 30 % чистого государственного дохода от реализации реформы субсидирования на предоставление кредитов или в управляемые фонды (через банковскую систему), среди прочего, для повышения энергоэффективности и расширения производства электроэнергии из возобновляемых источников (статья 8(b) Закон о таргетировании субсидий 2010 года) [24] и др.
43 Правовую основу для разработки, эксплуатации и продажи ВЭ составляют положения Закона об изменении структуры энергопотребления 2011 года (LMECP) [25]. Однако дефиниции "возобновляемая энергия" или "чистая энергия" не определены в иранском законодательстве, однако в качестве источников возобновляемой или чистой энергии перечислены следующие источники: ветер, солнце, морская среда и биомасса, лесное хозяйство и смежные отрасли, водород и пр.
44 Согласно закону в целях разработки и строительства энергетического объекта, функционирующего на ВИЭ, требуется "лицензия на строительство" (которая аналогична лицензии на разработку) от Организации по ВИЭ и энергоэффективности Ирана (SATBA) [26]. Кроме того, необходимо получить разрешение на подключение к сети и экологическую лицензию от Иранской компании по производству и передаче электроэнергии (TAVANIR)[27] и Организации по охране окружающей среды, соответственно.
45 После получения всех вышеупомянутых лицензий, разрешений и соглашений между владельцем проекта и SATBA может быть заключено базовое соглашение о покупке электроэнергии (PPA), после подписания которого владелец проекта должен завершить строительство объекта в течение периода, указанного в соглашении. Срок строительства варьируется в зависимости от типа проекта, а также любых соответствующих положений в PPA. Например, при обычных обстоятельствах строительство солнечной фотоэлектрической (PV) электростанции должно быть завершено в течение 15 месяцев с момента подписания PPA[28].
46 На национальном уровне Высший энергетический совет утвердил Закон о создании рынка оптимизации окружающей среды и энергетики 2018 года [29], введя сертификаты энергосбережения (ESC) в качестве стимула для потребителей энергии к экономии энергии.
47 Сертификаты выдаются потребителям энергии (а не производителям электроэнергии), которые сократили свое потребление. Сертификаты можно продавать на созданном рынке оптимизации энергетики и окружающей среды, который работает под контролем Иранской энергетической биржи (IRENEX). Владельцы ESC могут использовать их для выполнения своих установленных законом обязательств по энергосбережению, а также продавать их другим или получать энергию в количестве, эквивалентном сумме, указанной в ESC, от государственного поставщика Tavanir.
48 Эфиопия
49 Эфиопия обладает ресурсами возобновляемой энергии с потенциалом для производства более 60 000 МВт электроэнергии из гидроэлектрических, ветровых, солнечных и геотермальных источников. 98% нынешней установленной мощности Эфиопии вырабатывается за счет возобновляемых источников энергии, а именно гидроэнергетики [30].
50 Следует обратить внимание на то, Правительство Эфиопии обладает широкими полномочиями, вытекающими из Конституции Эфиопии, в отношении разработки и реализации крупных институциональных реформ, направленных на создание эффективного и экологически устойчивого энергетического сектора и на поддержку инвестиций в электроэнергетический сектор. Также и регионы могут принимать законы в соответствии с федеральным законодательством и политикой для их реализации, но на практике политика в электроэнергетическом секторе обычно устанавливается на национальном уровне.
51 Тем не менее, в Эфиопии отсутствует специальный закон, предметом регулирования которого является использование ВИЭ. Вместе с тем, правовое регулирование рассматриваемой области осуществляется комплексом нормативно-правовых актов, различного уровня и содержания, например, Постановление Совета министров о создании Управления энергетики Эфиопии 308/2014, Постановление об энергетике 813/2013, Постановление Совета министров по эксплуатации электроэнергетики 49/1999, Постановление о развитии геотермальных ресурсов 981/2016, Постановление 1076/2018 о развитии и финансировании государственно-частного партнерства и пр.[31]
52 Кроме того, Энергетическое агентство Эфиопии (EEA) отвечает за выдачу лицензий на выработку электроэнергии и, в случае регистрации Независимого производителя электроэнергии (IPP), разрешает проектной компании производить электроэнергию на конкретном генерирующем объекте.
53 Учитывая, что Электроэнергетическая компания и государственный производитель электроэнергии (EEP) [32] отвечает за производство электроэнергии в Эфиопии и что Эфиопская электроэнергетическая компания (EEU) [33] обладает монополией на распределение электроэнергии конечным потребителям, любая IPP, стремящаяся разработать проект в Эфиопии, должна будет заключить соглашение о покупке электроэнергии с EEP. Данное требование применяется как к возобновляемым, так и к невозобновляемым проектам.
54 Иностранные банки могут кредитовать зарегистрированную в Эфиопии компанию только в том случае, если они получают разрешение Национального банка Эфиопии [34]. При этом иностранные инвесторы могут воспользоваться налоговыми льготами в зависимости от типа инвестиций, и района, в котором будет расположен проект энергетического объекта, функционирующего на основе ВИЭ. Освобождение от подоходного налога на ограниченное количество лет доступно компаниям, которые занимаются производством электроэнергии в определенных районах. Компании, инвестирующие в возобновляемую генерацию, также могут воспользоваться освобождением от таможенных пошлин на капитальные товары и оборудование.
55 Египет
56 Развитие отрасли ВИЭ стало приоритетом направлением энергетической отрасли Египта. Таким образом, стратегия устойчивой энергетики до 2035 года [35] нацелена на увеличение доли возобновляемых источников в ТЭК государства до 42% от совокупной генерируемой мощности к 2035.
57 В 2014 году был принят специальный Закон № 203/2014 о производстве электроэнергии из возобновляемых источников энергии [36], нацеленный на поощрение перехода частного сектора на использование электроэнергии из ВИЭ посредствам схем частного развития проектов ВЭ, в том числе: (1)"зеленые" тарифы; (2) создание собственных проектов (build own operate (BOO); (3) конкурентные предложения; (4) независимое производство электроэнергии через доступ третьих сторон.
58 Кроме того, в целях внедрения ВИЭ и диверсификации энергетического сектора государства была проведена реформа Закона об электроэнергетике № 87 от 2015 года [37], тем самым, заменяется модель единого покупателя, и создается конкурентный рынок электроэнергии. Это позволило полностью разделить деятельность по производству, передаче и распределению электроэнергии. Следовательно, благодаря проведенной актуализации законодательства частные генерирующие компании имеют право продавать свою продукцию конечным потребителям. В соответствии с египетским законодательством, существует два рынка электроэнергии:
  1. конкурентный рынок, на котором квалифицированные потребители (и потребители высокого напряжения) могут свободно выбирать поставщиков электроэнергии на основе двусторонних прямых соглашений и договорных цен на электроэнергию;
  2. регулируемый рынок, на котором неквалифицированные потребители (потребители среднего и низкого напряжения) платят регулируемый тариф и покупают электроэнергию у распределительных компаний, которые поставляются публичным трейдером.
59 Дополнительно реформированный закон разрешил доступ третьих сторон к сетям и превратил, принадлежащую и подконтрольную государству, Египетскую электропередающую компанию (EETC) в независимого оператора системы передачи (TSO).
60 Изменениям подверглись также органы государственной власти, осуществляющие принятие и реализацию значимых решений в энергетической отрасли, так, Агентство по регулированию электроэнергетических компаний и защиты потребителей (EgyptERA) [38] было реструктурировано и стало независимым институциональным органом, ответственным за надзор, развитие и координацию между производителями электроэнергии, передатчиками, дистрибьюторами и конечными пользователями.
61 Кроме того, Агентство осуществляет функции регулятора электроэнергетики, занимающимся лицензированием, разработкой и утверждением тарифов, обеспечивая отдельный механизм разрешения споров, а также разрабатывая дизайн и структуру конкурентного рынка, несет ответственность за обеспечение надежных долгосрочных поставок электроэнергии по разумным ценам и стабильной окружающей среды.
62 Содействие инвестиций в сектор ВИЭ осуществляется, в том числе и путем выделения земельных участков, которые будут освоены и использованы Управлением по новым и возобновляемым источникам энергии (NREA) [39] для разработки проектов солнечной и ветровой энергетики, самостоятельно или через частные компании.
63 На уровне подзаконных актов также был принят ряд нормативных документов. Например, согласно Циркуляру EgyptERA № 3/2018 [40] регулируется система чистых измерений, применяемая к солнечным фотоэлектрическим установкам мощностью до 20 МВт (ранее к 500 кВт).
64 Данный НПА позволяет собственникам покрывать все или часть своих потребностей за счет электроэнергии, поставляемой их собственной солнечной электростанцией или станцией, принадлежащей третьей стороне, имеющей право на создание фотоэлектрических установок и заключившей с клиентом договор на покупку электроэнергии на продажу электроэнергии, произведенной от солнечной установки.
65 Аргентина
66 В соответствии с официальным планом энергетического перехода, запущенному в июнt 2023 года, Аргентина стремится к концу десятилетия производить 57% своей энергии из возобновляемых источников [41].
67 В 2015 году Федеральный Конгресс Аргентины принял Закон № 27191 о возобновляемых источниках энергии [42], являясь специальным нормативно-правовым актом, закон закрепляет национальный режим продвижения ВИЭ для производства электроэнергии в ТЭК государства.
68 Юридический документ определяет развитие производства электроэнергии из ВИЭ (включая мини-ГЭС мощностью менее 30 МВт) как сферу общественных интересов и обязывает государство увеличить их долю к 2023 году - до 18% в национальном энергобалансе, а к 2025 году - до 20% от общего потребления электроэнергии, так, в сеть будет добавлено 10 000 МВт производства возобновляемой энергии.
69 Данным законодательным актом создается Фонд развития возобновляемых источников энергии (FODER) [43], финансируемый Национальным казначейством, включая инвестиции в размере не менее 50% сбережений от компенсационных закупок ископаемого топлива, а также отчислений за потребление энергии, процентов и прибыли от финансируемых проектов, что оценивается к 2025 году в 41 миллиард долларов США. При этом FODER предоставляет следующие финансовые возможности:
  1. субсидию с зеленым тарифом для объектов мощностью до 30 МВт в размере 0,11 доллара США/кВтч для солнечных проектов и 0,005 доллара США/кВтч для ветровых, геотермальных, биомассовых, биогазовых и гидроэнергетических проектов;
  2. долгосрочные проектные кредиты, гарантии по кредитам, субсидии по процентным ставкам и взносы в акционерный капитал.
  3. служит гарантией оплаты всех предложенных соглашений о покупке возобновляемой энергии (PPA) и выплат при прекращении договора.
70 Закон также устанавливает специальную обязанность для крупных энергопотребителей (потребность которых в электроэнергии превышает 300 кВт) достигать определенных показателей использования ВИЭ в индивидуальном порядке под угрозой штрафных санкций. Употребляемая ВЭ может производиться как самими энергопотребителями, так и приобретаться по контрактам, цена которых законодательно ограничена на уровне не более 113 долларов США за МВтч или ее эквивалента в национальной валюте. Закреплено также, что цена может быть изменена для новых контрактов через два года с момента вступления закона в силу, если того требуют рыночные условия.
71 Среди различных инициатив по увеличению производства ВИЭ в электроэнергетическом комплексе правительство Аргентины запустило программу электроснабжения из ВИЭ – RenovAr [44], которая предусматривает ряд финансовых стимулов и механизмов финансовой поддержки возобновляемых источников энергии.
72 В 2018 году в рамках деятельности RenovAr был организован третий раунд открытого конкурса на заключение контрактов на оптовом рынке электрической энергии из возобновляемых источников энергии "Programa RenovAr – MiniRen/Ronda 3", результатом которого будут соглашения о покупке возобновляемой энергии (PPA)[45], срок действия - 20 лет.
73 Дополнительно в соответствии с Постановлением о регулировании срочного рынка электрической энергии из возобновляемых источников[46] определяются требования к временным соглашением о поставке электроэнергии из ВИЭ зарегистрированными в Национальном реестре проектов возобновляемой энергетики (RENPER) [47].
74 Таким образом, исследование энергетического законодательства, в предмет которого входят общественные отношения в области использования возобновляемых источников энергии, выбранных зарубежных государств позволяет говорить о различности подходов в изучаемой области.
75 Выполненный анализ позволяет обратить внимание на перспективные государственно-правовые меры, которые в целях совершенствования и актуализации могут быть имплементированы в российское законодательство.
76 Так, например, для российской экономики с существенным нефтегазовым сектором интересен будет пример Саудовской Аравии, в части применения принципа "циркулярной углеродной экономики". Такая идея позволяет развивать ТЭК, параллельно используя и традиционные и возобновляемые источники энергии.
77 Объединенные Арабские Эмираты (на примере Абу-Даби) также представляю собой комплексный пример законодательного регулирования внедрения ВИЭ в энергетический сектор региона. Однако, как указывалось ранее, действие правовых норм осуществляется лишь на территории эмирата. Вместе с тем, электроэнергетический сектор четко структурирован, разделены права и обязанности между субъектами, принимающими участие в сфере использования ВИЭ и пр.
78 Сертификаты энергосбережения традиционно применяются поставщиками электроэнергии, в свою очередь, Ираном была создана иная система сертификатов энергосбережения (ESC), где основным получателем сертификата является потребитель, который сократил свое потребление. При этом владельцы сертификатов могут продавать на рынке оптимизации энергетики и окружающей среды.
79 Несмотря на то, что в системе энергетического законодательства Эфиопии отсутствует специальный закон, регулирующий диверсификацию энергетики путем внедрения ВИЭ, существует целый ряд нормативно-правовых актов различных по уровню и содержанию. Кроме того, юридически закреплены требования к иностранным инвестициям в сектор возобновляемой энергетики государства.
80 Посредствам реформирование законодательства Египет разделил рынок электроэнергии на два независимых (конкурентный и регулируемый), это позволило частному сектору (в лице независимых поставщиков электроэнергии) стать полноценными участниками в электроэнергетической сфере. Указанный юридический факт также способен обеспечить сбалансированное электрообеспечение государства и реализацию права конечных потребителей электроэнергии, в том числе и за счет внедрения ВИЭ. Дополнительно определен специальный режим земельных участков, где располагаются проекты солнечных и ветровых энергетических проектов.
81 Одним из перспективных законодательных примеров ВИЭ в топливно-энергетический комплекс государства является создание Фонда развития возобновляемых источников энергии Аргентины (финансируемого государством). Также стимулом использования возобновляемой энергии выступает частичный переход крупных потребителей электроэнергии (свыше 300 кВт) на данный вид энергетических ресурсов с законодательно установленной тарификацией (в случае заключения договоров на поставку электроэнергии).
82 Безусловно, в представленной статье рассмотрены лишь базовое государственно-правовое регулирование указанной области энергетики, следует учитывать, что дополнительному регулированию могут подвергаться и такие аспекты возобновляемой энергетики, как микрогенерация, водородная энергетика, гибридные энергоустановки и пр.
83 Отрасль энергетики является одной из растущих и актуальных сфер как на государственном, так и международном уровнях. Для государств, входящих в межгосударственное объединение БРИКС, данная область экономики выступает и площадкой для обсуждения и сотрудничества. Конечно, как было отмечено ранее, все участники объединения имеют различия и в техническом и экономическом развитии, и в государственно-правовом регулировании ВИЭ. При этом изучение опыта стран БРИКС (в частности новых участников) в указанной области не вызывает сомнения.
84 Проведение сравнительно-правового исследования в рамках межгосударственного объединения БРИКС позволяет не только совершенствовать законодательство на национальном уровне, но и обеспечивает проведение работы по международно-правовой унификации, а также открывает возможности для экономического сотрудничества (в том числе увеличение инвестиций в проекты ВИЭ) в целях укрепления энергетической безопасности и развития ТЭК.

Библиография

1. БРИКС объявила о расширении организации // https://www.kommersant.ru/doc/6174392

2. BRASÍLIA DECLARATION 11th BRICS Summit // https://www.nkibrics.ru/system/asset_docs/data/5dce/adb3/6272/6947/a1c3/0000/original/XI_BRICS_SUMMIT_-_BRASILIA_DECLARATION_NOVEMBER_14__2019_BRASILIA__BRASIL.pdf?1573825971

3. https://minenergo.gov.ru/node/18366

4. https://rusenergyweek.com/news/na-ren-eksperty-energoplatformy-briks-predstavili-rezultaty-sovmestnyh-issledovanij/

5. Е.М.Кологерманская. Особенности правового регулирования возобновляемых исчтоников энерги в государствах-членах БРИКС // Правовой энергетический форум. №3. 2019. С. 65.

6. https://www.opec.org/opec_web/en/about_us/169.htm

7. https://www.vision2030.gov.sa/media/rc0b5oy1/saudi_vision203.pdf

8. https://www.vision2030.gov.sa/en/progress/environment-nature/

9. https://www.greeninitiatives.gov.sa/about-sgi/

10. Royal Decree No. M56 dated 20/10/1426H (the "Electricity Law") // https://wera.gov.sa/en/LawsAndRegulations/LawsAndRegulations/Pages/ElectricityLaw.aspx

11. Saudi Arabian Grid Code // https://www.se.com.sa/en/Whoweare/National-Grid-SA/Saudi-Arabian-Grid-Code

12. Circular Carbon Economy National Program // https://www.cce.org.sa/Pages/Home.aspx

13. UAE issues law to regulate linkage of renewable energy production units to the grid // https://www.thenationalnews.com/business/energy/2022/11/22/uae-issues-law-to-regulate-linkage-of-renewable-energy-production-units-to-the-grid/#:~:text=The%20legislation%20seeks%20to%20contribute,net%20zero%20emissions%20by%202050&text=The%20UAE%20has%20announced%20a,in%20its%20overall%20power%20mix.

14. the UAE Energy Strategy 2050 // https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/strategies-plans-and-visions/environment-and-energy/uae-energy-strategy-2050#:~:text=The%20UAE%20Energy%20Strategy%202050,of%20a%20rapidly%20growing%20economy.

15. https://u.ae/en/about-the-uae/the-constitution-of-the-uae#:~:text=The%20Constitution%20was%20permanently%20adopted,of%20citizens%20in%20ten%20areas.

16. https://u.ae/en/information-and-services/environment-and-energy/water-and-energy/electricity/national-grid-project

17. Ministry of Energy and Infrastructure in UAE // https://www.moei.gov.ae/en/about-ministry/laws-and-policies.aspx

18. https://www.transco.ae/

19. the "Abu Dhabi IPP Law" // https://www.tamimi.com/law-update-articles/change-in-power-how-new-uae-laws-may-affect-ipp-and-solar-projects/

20. Law No. 20 of 2018 (the "EWEC Law") https://www.tamimi.com/law-update-articles/electric-change-implementation-of-uae-power-and-water-sector-shake-up/#:~:text=The%20Emirates%20Water%20and%20Electricity,2%20of%201998

21. the Abu Dhabi Transmission Code // https://transco.ae/documents/The%20Electricity%20Transmission%20Code.pdf

22. the Sixth Five-Year Development Plan Law 2017 // https://policy.asiapacificenergy.org/node/3671#:~:text=Overall%20Summary%3A,the%20country%20for%202016%2D2021.

23. https://www.iea.org/policies/6463-supplying-20-of-electricity-consumed-by-ministries-institutes-governmental-sectors-and-public-non-governmental-entities-from-renewable-sources-in-iran

24. https://policy.asiapacificenergy.org/node/2996

25. the Law on Modification of Energy Consumption Pattern 2011 // https://policy.asiapacificenergy.org/node/2995#:~:text=This%20Law%20is%20focused%20on,halve%20energy%20intensity%20by%202020.

26. Renewable Energy and Energy Efficiency Organization of Iran (SATBA) // https://www.irema.ir/participants/renewable-energy-and-energy-efficiency-organization-satba

27. https://www.tavanir.org.ir/en/

28. M.Safari, F.Safari Renewable Energy Sources in Iran: Policy and Regulation // https://www.researchgate.net/publication/319399417_Renewable_Energy_Sources_in_Iran_Policy_and_Regulation

29. the Law Creating the Environment and Energy Optimisation Market 2018 // http://en.irenex.ir/ElectricMarket

30. https://www.trade.gov/market-intelligence/ethiopia-renewable-energy#:~:text=Ethiopia%20has%20renewable%20energy%20resources,wind%2C%20solar%20and%20geothermal%20sources.

31. https://africa-energy-portal.org/eri/country/ethiopia

32. Ethiopian Electric Power // http://www.eep.gov.et/

33. Ethiopian Electric Utility // http://www.ethiopianelectricutility.gov.et/

34. https://www.trade.gov/country-commercial-guides/ethiopia-energy

35. https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2018/Oct/IRENA_Outlook_Egypt_2018_En.pdf

36. Law No. 203/2014 for the Production of Electricity from Renewable Energy Resources // https://climate-laws.org/document/egypt-renewable-energy-law-decree-no-203-2014_c425

37. the Electricity Law No. 87/2015 // https://climate-laws.org/document/law-n-87-2015-electricity-law_4853

38. Egyptian Electric Utility & Consumer Protection Regulatory Agency // http://www.egyptera.org/en/

39. The New and Renewable Energy Authority // http://nrea.gov.eg/test/en/Home

40. EgyptERA Circular No. 3/2018 issued on 16 August 2018 // https://riad-riad.com/tag/energy/

41. https://www.boletinoficial.gob.ar/detalleAviso/primera/289826/20230707

42. Renewable Energy Law No. 27,191 // https://climate-laws.org/documents/law-27191_656d?id=law-27191-on-renewable-energy_4586

43. the Renewable Fund Guarantee Project for Argentina // http://documents.worldbank.org/curated/en/254231473847861769/Argentina-Fund-for-the-Development-of-Renewable-Energy-FODER-Renewable-Energy-Fund-Guarantee-Project

44. https://www.argentina.gob.ar/economia/energia/energia-electrica/renovables/renovar

45. https://www.wbcsd.org/Programs/Climate-and-Energy/Energy/REscale/Resources/Power-Purchase-Agreements-en-Argentina

46. Resolución de Regulación del Mercado a Término de Energía Eléctrica de Fuente Renovable. Resolución 281-E/2017 (Boletín Oficial) // https://www.boletinoficial.gob.ar/detalleAviso/primera/169410/20170822

47. https://www.argentina.gob.ar/economia/energia/energia-electrica/mater/procedimiento-de-inscripcion-al

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести