О методологии научных исследований в области энергетического права
О методологии научных исследований в области энергетического права
Аннотация
Код статьи
S231243500031347-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Клеандров Михаил Иванович 
Должность: Главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук; главный научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Аффилиация:
Институт государства и права Российской академии наук
АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
13-18
Аннотация

Рассматривается проблематика методологии научных исследований в сфере энергетического права как базы совершенствования энергетического законодательства. Под методологией научно-правовых исследований автор предлагает понимать совокупность общенаучных и частно-научных методов как систем подходов, приемов, способов и правил научных исследований в конкретном векторе познания. Автор выделяет общеметодологический подход в научно-правовых исследованиях и теоретико-методологическую их основу. Обращает внимание на новые вызовы в методологии научных исследований, в том числе в сфере энергетического права, вызванные научно-техническим прогрессом, в частности – использованием Искусственного интеллекта. Предлагает при проведении исследований в сфере энергетического права использовать метод правовой стратиграфии. Обращает внимание на роль энергетического права в обеспечении национальной безопасности, что является, по мнению автора, важным компонентом её методологии.

Ключевые слова
энергетическое право, методология и методы, правовая стратиграфия
Классификатор
Получено
22.03.2024
Дата публикации
01.07.2024
Всего подписок
5
Всего просмотров
132
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Как провозглашено Доктриной энергетической безопасности (п. 5) ТЭК является основой энергетики России [1], при этом предприятия ТЭК обеспечили 42% доходов России (в 2022 г.)[2].
2 Вся многогранная деятельность структур ТЭК регулируется энергетическим (не только, разумеется) законодательством, основой и теоретической базой которого служит энергетическое право. Само энергетическое право, как, впрочем, и иные отрасли права, многогранно. Оно и самостоятельная отрасль права, и отрасль юридической науки, и отрасль законодательства, и учебная дисциплина.
3 Поэтому естественно, что модернизация правового регулирования в энергетическом секторе народного хозяйства, базируясь на фундаменте научных достижений в сфере энергетического права должна, в целом, осуществляться, стратегически, в едином ключе, но тактически – различно в указанных сегментах.
4 Сегодня сама жизнь предъявляет к науке энергетического права более высокие требования: переход на более высокий уровень обобщения исследуемой сферы общественных отношений, видение целостной картины ТЭК как важнейшего реального сектора экономики, формирование концепции правового будущего российской энергетики и пр., что позволит сформулировать системно обоснованный алгоритм её совершенствования. А для этого нужна правильно организованная методология этой модернизации, что, безусловно, невозможно без должного научного обеспечения самой методологии.
5 В Большом толковом словаре русского языка под методологией понимается: 1) греч. – метод + учение; 2) совокупность приёмов исследований, применяемых в научном познании мира [3]. Точнее, по- видимому, было бы сказать, что: это – совокупность не приёмов, а системная совокупность общенаучных и частно-научных методов (то есть учение о системе подходов, приёмов, способов и правил научных исследований); и не вообще, а в конкретном векторе познания. Вот под таким углом зрения и следует, по мнению автора данных строк, и вести разговор о методологии научных исследований вообще и в сфере энергетического права – конкретно.
6 Сами модернизационные мероприятия в научно-правовых сферах могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными – в зависимости от целей, которые ставит перед собой законопроектант, а цели эти обусловлены, прежде всего, осознанными и сформулированы потребностями практики. В нашем случае – потребностями народного хозяйства и, более узко – ее топливно-энергетического комплекса.
7 При этом очевидно: как прикладные, так и поисковые научные исследования не могут не опираться на достижения фундаментальной науки, которая является генератором идей и проектов. В полной мере это относится и к правовым наукам, включая энергетическое право. Однако следует отметить, что любые научные идеи имеют свойство много терять в своей мудрости при столкновении реалиями практического воплощения их в жизнь.
8 Очевидно, что генеральным направлением развития науки энергетического права является конституционное нововведение 2020 г., которое провозгласило: в ведении Российской Федерации находится, в числе иных, «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» (ст. 71 п. "М" Конституции РФ).
9 В определенной степени данное конституционное нововведение 2020 г. развивает Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400.
10 В п. 67 этой Стратегии провозглашено «Достижение целей обеспечения экономической безопасности РФ осуществляется путем решения следующих задач: … 15) обеспечение энергетической безопасности РФ, в том числе обеспечение устойчивого тепло- и энергоснабжения населения и субъектов национальной экономики, повышение энергетической эффективности экономики и эффективности государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса; … 19) развитие рыночной, энергетической, инженерной, инновационной и социальной инфраструктур в целях ускорения роста российской экономики; … п. 76 "Достижение цели научно-технического развития РФ осуществляется путем решения следующих задач: (в том числе) … 6) совершенствование системы фундаментальных научных исследований как важнейшей составляющей устойчивого развития РФ».
11 Более свежей, а главное – более обширной базой НИР в сфере энергетического (и иных отраслей) права послужит Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145. В этой Стратегии, в числе иных больших вызовов для общества, государства и науки, названо (п. 15 е): "качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики, наращивание объема выработки энергии, повышение эффективности ее передачи, хранению и использования".
12 Что такое методология научно-правовых исследований – с позиции ее структурных составляющих? Общеметодологический подход в научно-правовых исследованиях позволяет определить условные границы намеченного исследования, уточнить применяемые в ходе проводимого исследования основные понятия, терминологию (иногда даже разработать, при необходимости, глоссарий), выделить ключевые концептуальные векторы исследуемой проблемы.
13 Теоретико-методологическая основа научно-правовых исследований – это соответствующие положения таких наук, как философия, экономика, логика, история, в ряде случаев – социология и т.д., что позволяет рассматривать объектно – предметные отношения этих наук в применении к решению исследуемых правовых проблем.
14 К общенаучным методам научно-правовых исследований обычно относят:
15 - системный метод (это исследование элементов исследуемой проблемы в целом, при этом – в частности, исследуются отдельные элементы проблемы, создающие, в совокупности, цельную картину проблемы);
16 - метод анализа и синтеза, позволяющий проанализировать существующие точки зрения на исследуемую проблему и выявить схожие подходы, а значит, в идеале, с максимальной эффективностью достичь намеченные цели и решить поставленные задачи;
17 - диалектический метод, использование которого позволяет изучить и оценить состояние современного правового регулирования, теоретической основы и методологического обеспечения исследуемой проблемы;
18 - элементарно-теоретический и проблемно-теоретический;
19 - методы индукции, дедукции, логического метода и обобщения наблюдения, измерения, аналогии, классифицирования и др.
20 К частно-научным (специальным) методам при проведении научно-правовых исследований обычно относят:
21 - метод правового моделирования, обеспечивающий поиск и определение наиболее подходящих вариантов решения исследуемой проблемы;
22 - сравнительно-правовой метод, обеспечивающий выявление подходов к решению исследуемой проблемы как и сходных отечественных сферах правового регулирования (а иногда и в судебной практике), так и в международных и зарубежных;
23 - формально-юридический метод; методы интервьюирования, анкетирования, интерпретации (толкования), историко-правовой, элементарно-теоретический, проблемно-теоретический;
24 - метод выявления правовых лакун в энергетическом праве, что обязывает исследователя искать выход мысли за пределы устоявшихся стереотипов, и др.
25 Но мало просто перечислить название этих методологий и методов. Нужно наиболее полно их наполнить соответствующим содержанием, позволяющим исследователям вести НИР – в исследуемых им векторах – с максимальной эффективностью и результативностью.
26 Тем более, что стремительно развивающийся научно-технический прогресс выдвигает требования к новым методологиям. А это означает, фундаментальные исследования в области науки энергетического права должны вестись с ориентацией на сверхдальние, далеко загоризонтные цели. В принципе научно-технический прогресс может в своём развитии затормозиться, а то и повернуть вспять, как это уже бывало в истории. Но с большой долей вероятности можно утверждать – этого не произойдёт, он и дальше будет, не останавливаясь, бурно развиваться. Наука же энергетического права не должна здесь отставать как база научно-правового обеспечения данного процесса, даже если горизонты проглядываются еле-еле. Например, в очень отдаленном будущем энергией времени можно будет пользоваться путём преобразования её в энергию преодоления пространства. Конкретно: если до точки маршрута самолетом, летящим со скоростью тысяча километров в час, приходится лететь пятнадцать часов, то преобразование энергии времени позволит достичь точки маршрута за один час при полёте со скоростью пятнадцать тыс. км. в час. И так далее, вплоть нуля по оси времени, причём без всяких затрат обычной энергии извне. Но ведь это – телепортация в чистом виде. А её самостоятельное изобретение наоборот, позволит выделять и использовать энергию времени для других целей. Задуматься над проблематикой правового регулирования этих отношений уже сейчас не будет слишком рано.
27 В современных условиях (уже), тем более в будущем (непременно) методологически научные исследования в области энергетического права невозможны без имплементации в них нейросетей, Искусственного интеллекта (ИИ). При этом здесь отчётливо видны две стороны.
28 В частности – с одной стороны, в своём павильоне на ВДНХ "Роснефть" в феврале 2024 г. при проведении Недели российской науки продемонстрировали в качестве серьёзного достижения два новых программных комплекса. "РН-нейросети" предназначен для выработки наиболее оптимального варианта разработки месторождения углеводородного сырья, когда требуется провести огромное количество гидродинамических расчётов (иногда – сотни тысяч), и за счёт предварительного самообучения эта нейросеть позволяет кратко снизить их количество. При этом прибыль от разработки месторождения может увеличиться до 30%. А "РН-Аква" – софт, предназначенный для нефтяной гидрогеологии, с его помощью создаются трёхмерные цифровые гидрогеологические модели водоносных слоёв. И это позволяет автоматизировать прогнозные расчёты, повысить их достоверность и усилить контроль за выполнением проектных показателей разработки месторождения, что позволило Роскомиссии по запасам полезных ископаемых рекомендовать данный программный Комплекс к применению. [4]
29 Но энергетическое законодательство в нашей стране состоит из огромного массива законодательных и иных нормативных правовых актов, и его совершенствование прежними методами малопродуктивно и заведомо неэффективно. И это – уже сегодня, а что будет в будущем, даже не столь отдалённом? К тому же определённая часть этих актов в разной степени засекречена, и больше всего – в области атомной энергетики. Похоже, без внедрения ИИ в законопроектный процесс, а предварительно – его использование в предпроектной разработке соответствующих положений прикладной наукой энергетического права, не обойтись.
30 Кстати, Палата депутатов Италии под руководством вице-президента Анны Аскани сообщает об интеграции искусственного интеллекта в законодательный процесс. Итальянские власти считают, что инициатива повлияет на прозрачность, подотчётность и эффективность управления огромным хранилищем парламентских документов и поможет совершенствовать законодательные процессы. Нейросети будут использовать в системе документации для уменьшения числа документов, нормы которых дублируют друг друга либо противоречат. Технологии ИИ проанализируют хранилище законодательных инициатив и помогут парламентариям скорректировать работу, указывает Анна Аскани. Нейросети создадут тематический реестр для быстрой ориентации в документах [5].
31 Но, с другой стороны, всё отчётливое ИИ сравнивают с ядерным оружием, и не без основания. Уже сейчас человечество начинает терять над ним контроль, а что будет в будущем, не столь уж отдалённом, когда у ИИ появится (а это не невозможно в принципе) самосознание? Больше того, а как охарактеризовать ситуацию, при которой уже в настоящее время ИИ может обманывать управляющих им людей?
32 Сказанное здесь означает: составляющей методологии научных исследований во всём комплексе проблематики энергетического права должен наличествовать, если не доминировать (и то – пока) соответствующий (как фундаментальная основа НИР) ИИ. Ведь фактически здесь речь идёт уже не просто о достижениях научно-технического прогресса, а о переходе к новому технологическому укладу.
33 В правовой науке применим и метод правовой стратиграфии, который автор этих строк в научно-правовой литературе ранее не встречал. Особенно эффективен он в науке энергетического права [6]. В чём он заключается?
34 В принципе понятие «стратиграфия» - не юридическое. Прежде всего оно широко используется в науке геологии. Вообще этот термин смешанного латинско-греческого происхождения: stratum – настил (это латынь) плюс… графия – grapho (буквально по-гречески – пишу), часть сложных слов, означающая: описание, запись, чертёж, рисунок и т.п.; употребляется как составная часть терминов-названий наук, названий, способов воспроизведения, изображения чего-нибудь, а также предприятий, где применяются такие способы (например, историография, типография, литография). В геологии – это её раздел, посвящённый изучению последовательности формирования горных пород, их первичных пространственных взаимоотношений и относительного возраста с целью установления геологического строения местности и последовательности события геологической истории [7]; широко используется это понятие и в археологии, где стратиграфический метод означает определение сооружений и находок в зависимости от их залегания в слое, причём этот метод используется при всех археологических раскопках [8]. Таким образом, в основе термина, понятия и метода стратиграфии в геологии и археологии лежит хронология, причём – слоистая, разделённая на слои, т.е. речь идёт об определённых временных, исчисляемых столетиями, а в геологии – и миллионолетиями, интервалах развития жизни на Земле.
35 В юриспруденции ничего подобного нет - ни в теории, ни в практике. Между тем определённая потребность исследования какого-либо правового явления с использованием приёмов и способов хронологии становится всё ощутимее. По этой причине понятие «стратиграфия» вполне может быть использовано, хотя бы в качестве первого подхода, и в юриспруденции вообще, и при локальных научно-правовых исследованиях, в частности. В праве стратиграфия за неимением другого термина должна, по мысли автора, означать хронологическую последовательность, как бы разделённую на слои, на временные интервалы, но формах взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимодействия и т.д. правовых норм и целых нормативных правовых актов и даже их блоков, регулирующих локальную сферу общественных отношений: на определённо-ограниченной территории, для решения определённой общественно (государственно) значимой проблемы, и т.д., в том числе – при обосновании и в процессе формирования новых: правового института, отрасли законодательства и пр.
36 Представляется, что изучение способами (приёмами) правовой стратиграфии многослойного комплекса регламентирующих актов, воздействующих на правоприменителя, в локальной сфере общественных отношений, изучение их взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействий, с учётом теоретически и практически хорошо юристам известной их иерархической значимости (но не всегда практикой востребованной), а отсюда – их эффективности, с широким хронологическим охватом, в динамике и т.п. – огромная, сложная, одновременно – важная, насущная, интересная и благородная для исследователя задача. Видимо, в юридической науке, разумеется – в фундаментальной её составной, а не прикладной, наступает такой этап развития, когда без стратиграфического метода результаты исследований не будут достаточно эффективны. И прежде всего, с точки зрения автора, это относится к той сфере общественных отношений, которая регулируется энергетическим законодательством, больше того – это относится и к обширной проблематике научных исследований в сфере энергетического права.
37 Причина этому – обширность энергетического права и значение ТЭК в экономике нашей страны, регулируемым обширным энергетическим законодательством. Таким образом, стратиграфический метод исследования правового поля действия норм энергетического законодательства заключается – при монохронологическом подходе – в исследовании напластований взаимозависимых, взаимодействующих и взаимосвязанных норм сегодняшнего пласта норм и пласта норм недалёкого прошлого – как естественно обусловленной предтечи пласта норм сегодняшних. При этом в отличие от стратиграфического метода научно-правовых исследований в иных отраслях (сферах) права, особенностью этого метода исследований в энергетическом праве является то, что каждый – в историческом плане – правовой пласт становится всё более обширным, значительным, объёмным и пр. Вот пример: 5 августа 2022 г Президент РФ В.В. Путин издал Указ № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетических сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» [9] и за это время в него уже был внесен ряд изменений и дополнений [10], и на этом явно корректировка данного Указа не завершится.
38 И важным представляется при этом учесть – метод правовой стратиграфии в сфере энергетического права, как и в сферах иных отраслей права – это не научные исследования в области истории права и государства – при любом подходе к классификации отраслей права, что особенно важно в диссертационных исследованиях. Если учёный исследует проблематику энергетического права, то в глубь истории общественных отношений в сфере энергетики и её правового регулирования он заглядывает не взором историка, коим он не является и на лавры которого не претендует. Он отыскивает в прошлом корни сегодняшних проблем в сфере энергетического права, и делает это глазами специалиста сегодняшнего дня. Историк же, в том числе специалист-учёный в области истории права и государства, не зная проблемы сегодняшнего дня, тем более узкого сегмента конкретной проблемы энергетического права, как сможет отыскать её "корни" в прошлом?
39 Но очевидно, что подлинная эффективность стратиграфического метода исследования правового поля появится при выходе за пределы монохронологического (линейного) подхода – при переходе к теоретическим проработкам полихронологических векторов правовой действительности и, что особенно важно, правоприменения. Другими словами, задача заключается в теоретическом обосновании подходов к исследованию правового поля прошлого (достаточно далекого) и будущего нашего общества в целом, и ТЭК, в частности.
40 Вектор, направленный в будущее, позволяет поставить аналогичный вопрос в такой плоскости: с чего это мы взяли, что запасы углеводородного сырья принадлежат нынешнему поколению россиян (всему федеративному государству либо так или иначе обособленной группе граждан и т.п. – в данном случае неважно, речь идет сугубо о хронологическом аспекте)? Другими словами – а не является ли также собственниками запасов нефти и газа в нашей сегодняшней стране такие принципиально новые для нас субъекты права, как будущие поколения россиян? И если будущие поколения россиян рассматривать в качестве субъекта права и этот субъект «вмонтировать» в наше законодательство, прежде всего – в Конституцию РФ, (тем более, что в Преамбуле действующей Конституции РФ провозглашена ответственность нас – многонационального народа РФ, за свою Родину и перед будущими поколениями), появится фундаментальная правовая основа обеспечения устойчивого развития России. А это и есть то, что можно будет назвать практическим результатом использования стратиграфического метода исследования правового фундамента ТЭК России.
41 И при всем при этом общее понимание методологии научных исследований в области энергетического права не недостаточно, особенно в современных условиях, когда, в ходе СВО и наложения на нашу страну множества различных санкций остро встал вопрос о востребованности научных результатов правовых исследований во всем их спектре, и, в первую голову – в сфере ТЭК, без приобретающих принципиальное значение исследований в областях обеспечения энергетического правопорядка[11] и правового обеспечения энергетической безопасности [12].

Библиография

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.05.2019

2. https://tass.ru/ekonomika/17384227

3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: "Норинт", 2008. С. 538.

4. https://360.ru/tekst/nauka/den-rossijskoj-nauki-otmetili-v-pavilone-rosnefti-na-vdnh/

5. https://pravo.ru/news/251610/

6. Клеандров М.И. О стратиграфии, методологии и стратегии областного законотворчества // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. Вып. 2. С. 100-104; Клеандров М.И. Стратиграфический метод исследований применения норм нефтегазового законодательства // Российская академия юридических наук. Научные труды, I (том 2). 2001. С. 328-336.

7. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. – М.: Русский язык, 1980. С. 486-487.

8. Советский энциклопедический словарь / научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: «Советская энциклопедия», 1981. С. 1288.

9. СЗ РФ. 2020. № 32, ст. 5816.

10. СЗ РФ. 2022. № 50, ст. 8889; 2023. № 52, ст. 9553; Росс. газ. 2004. 27 февр.

11. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. – М.: Юрист, 2016. – 254 с.

12. Романова В.В. Правовое обеспечение энергетической безопасности в условиях экономических санкций // Актуальные задачи энергетического права: монография / под ред. В.В. Романовой. – М.: ООО "Интеграция: Образование и наука. 2022. С. 10-44.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести