Concept and Types of Energy Facilities in the Oil Industry
Table of contents
Share
QR
Metrics
Concept and Types of Energy Facilities in the Oil Industry
Abstract
PII
S231243500022039-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikita S. Sapozhnikov 
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
31-37
Abstract

The article is devoted to the peculiarities of the legal regime of energy facilities in the oil industry, the concept of such facilities, their types, and possible classification. The article discusses the current state of the regulatory framework that establishes the legal regime of the energy facilities in the oil industry. The author examines the rules of the current laws, which contain the basis for classification of the energy facilities, in particular, the judicial practice has been analyzed. The article analyzes the legal nature of public relations arising in the oil industry. The public relations arising in the oil industry include without limitation public relations that are formed in the process of exploration, production, oil refining, transportation of oil, petroleum products, oil supply, supply, sale and purchase of petroleum products. Therefore, the energy facilities of the oil industry mean facilities intended for exploration, production, transportation, storage, and sale of oil and petroleum products. The author proposes a classification on the following grounds: by function; by attribution to movable or immovable property; by attribution to divisible or indivisible prop- erty; by attribution to hazardous production facilities; and by anti-terrorist security.

Keywords
energy law, energy facility, legal regime of the energy facilities in the oil industry, classification of energy facilities in the oil industry
Received
05.02.2019
Date of publication
01.03.2019
Number of purchasers
23
Views
591
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Нефтяная отрасль в современной экономике Российской Федерации играет весомую роль. Из всех товаров, экспортируемых из страны, нефть и нефтепродукты составляют большинство (около 49% по состоянию на 2018 год), и уже один этот факт дает право утверждать о важности энергетического сектора в целом и нефтяной промышленности для государства. Именно поэтому правовое обеспечение нефтяной отрасли заслуживает особого внимания.
2 На сегодняшний день отсутствует унифицированный акт, регулирующий общественные отношения в нефтяной отрасли. Как следствие отсутствия такого закона, и действия разрозненных подзаконных актов — нет законодательного определения энергетических объектов нефтяной отрасли.
3 Правовых исследований, посвященных правовому режиму энергетических объектов нефтяной отрасли, пока не очень много. Различные аспекты правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли рассматриваются в работах В.Ю. Гусякова, К.В. Корепанова, В.В. Романовой, Р.Н. Салиевой.
4 В.Ю. Гусяков рассматривает особенности правового режима нефтегазовой отрасли [1]. К.В. Корепанов исследует особенности содержания правового режима магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и газа [2].
5 В.В. Романова, рассматривая правовой режим энергетических объектов, исследует понятийный аппарат, особенности содержания правового режима данных объектов по различным основаниям, а также подчеркивает, что особенности правового режима энергетических объектов распространяются на весь «жизненный цикл» данных объектов, включая стадии проектирования, строительства, эксплуатации, модернизации, реконструкции, ремонта, вывода из эксплуатации [3].
6 Р.Н. Салиева, рассматривая особенности правового режима энергетических объектов, отмечает, что «пока не сложилось системное регулирование объектов в сфере энергетики, основанное на единообразных понятиях объектов энергетики, но в отдельных секторах энергетики приняты нормативные правовые акты, определяющие виды и правовой режим специфичных объектов» [4].
7 Общественные отношения в нефтяной отрасли регулируются различными источниками права. Из них следует отметить такие, как Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ; Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», международные договоры Российской Федерации, а также множество подзаконных нормативных правовых актов.
8 В 2010 году Минэнерго подготовило проект нового Федерального закона «Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов», однако в итоге документ был возвращен на доработку, и так и не был принят.
9 Однако в данном проекте есть положения, интересующие нас в контексте рассматриваемой темы, а именно в нем имелся довольно широкий понятийный аппарат, содержащий многие примечательные определения. Эти определения нормативно до сих пор не закреплены, и фиксация в законе помогла бы более детально и четко проанализировать вопрос проведения классификации объектов нефтяной отрасли. К примеру, дается весьма удачное понятие нефтеперерабатывающего завода: по проекту закона, это «единый имущественно-технологический комплекс, включающий объекты, сооружения, установки, оборудование и обеспечивающий осуществление первичных и (или) вторичных процессов переработки нефтепродуктов, стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов для производства нефтепродуктов, соответствующих законодательству Российской Федерации о техническом регулировании». Да, похожее определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2009 № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации», однако в нем используется термин «завод», и нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что на данное постановление можно ссылаться при определении именно НПЗ как единого имущественно-технологического комплекса.
10 Если сравнить правовое обеспечение нефтяной отрасли с другими отраслями энергетики, то можно увидеть, что законодательство неоднородно — в одних случаях используется понятие энергетического объекта и приводится их перечень, тогда как в иных содержится только перечень, но отсутствует термин. К примеру, в Федеральном законе «Об электроэнергетике» приводится перечень объектов электроэнергетики. Под ними законодатель понимает те объекты, которые используются на всех стадиях промышленных процессов электроэнергетики (производство, передача и оперативнодиспетчерское управление), а также объекты, используемые в электросетевом хозяйстве. То есть, исходя из подобного определения, объектами строительства будут являться электростанции, энергоблоки, энергоустановки, линии электропередачи и т.п. Подобным образом в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии» под объектами атомной энергии понимаются все сооружения, здания, суда и иные транспортные средства, содержащие ядерные реакторы, а также ядерные установки и иные объекты.
11 Также заслуживает внимания понятийный аппарат, содержащийся в ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Под объектами топливно-энергетического комплекса понимаются те объекты, которые задействованы в отраслях промышленности ТЭК — электроэнергетической, нефтяной, газовой, торфяной, угольной и проч., а также сопутствующие объекты снабжения и обеспечения, однако отсутствует указание на сами объекты (за исключением атомной энергетики).
12 Для формулирования определения понятия энергетического объекта нефтяной отрасли необходимо прежде всего выделить круг общественных отношений, возникающих в нефтяной отрасли.
13 Общественные отношения, возникающие в нефтяной отрасли, охватывают в том числе общественные отношения, складывающиеся в процессе разведки месторождений, добычи, переработки нефти, транспортировка нефти, нефтепродуктов, поставки нефти, поставки, купли-продажи нефтепродуктов.
14 Это обусловливается последовательностью процессов, необходимых для получения конечного продукта: изначально происходит разведка местности на возможное наличие месторождения, бурение скважины, добыча самих углеводородов, затем добытая нефть транспортируется до точки первичного сбора — нефтехранилища (здесь важно разграничить магистральные и внутрипромысловые трубопроводы, внутрипромысловые обеспечивают транспортировку нефти именно между кустами либо до точки первичного сбора) либо напрямую на нефтеперерабатывающий завод. На нем происходит перегонка нефти на различные фракции и получение из них нефтепродуктов — бензин, керосин, дизель, мазут и т.д. После переработки нефтепродукты направляются на распределение, и в конечном итоге, к примеру, бензин попадает на АЗС для реализации.
15 Принимая во внимание данную цепочку процессов, видится корректным предложить следующую формулировку: энергетические объекты нефтяной отрасли — это объекты, предназначенные для обращения с углеводородами на всех стадиях нефтяной промышленности, от их разведки и добычи до поставки конечным пользователям.
16 Возвращаясь к технологической цепи и проанализировав каждый из этапов, мы можем увидеть, что на каждой стадии используются особые объекты, это пригодится нам в дальнейшем для проведения классификации по функциональному назначению.
17 Итак, на сегодняшний день законодательно закрепленной классификации энергетических объектов в нефтяной отрасли не существует. Предпринимались попытки провести разграничение объектов, однако лишь по одному основанию — по отнесению к опасным производственным объектам в Приказе Минэнерго от 10.02.2012 № 48, и эта категоризация будет заимствована в предлагаемом варианте классификации объектов.
18 Предлагается провести классификацию по следующим основаниям:
  1. по функциональному назначению;
  2. по отнесению к движимому или недвижимому имуществу;
  3. по отнесению к делимому либо неделимому имуществу;
  4. по отнесению к опасным производственным объектам;
  5. по антитеррористической защищенности.
19 Первое основание классификации — по функциональному назначению. Сама по себе нефтяная отрасль определяется как отрасль экономики, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и продажей нефти и сопутствующих нефтепродуктов, соответственно, исходя из этого определения, стоит категорировать и эксплуатируемые в отрасли объекты.
20 Нефть добывают бурением скважин, соответственно, те объекты, которые заняты в этом процессе, могут быть отнесены к объектам нефтедобычи — это буровые скважины, морские нефтяные платформы, насосные станции и проч.
21 Переработка нефти происходит, как правило, на нефтеперерабатывающих заводах — и к объектам переработки нефти будут относиться нефтеперерабатывающие предприятия и сами НПЗ.
22 К объектам транспортировки мы можем отнести магистральные трубопроводы, промысловые трубопроводы, пункты перекачки нефти, танкеры; а самый явный объект распределения — нефтебазы.
23 Также можно выделить объекты хранения — исходя из того, что в промежутках между стадиями добычи и транспортировки, транспортировки и распределения сооружаются специальные хранилища и применяется оборудование для хранения нефти и нефтепродуктов.
24 На данный момент можно выделить перечень основных энергетических объектов нефтяной отрасли, подразделенных по функциональному назначению:
25
Добыча Кусты скважин
Буровые установки
Морские платформы
Установки подготовки нефти
Сепарационные установки
Транспортировка Наливные насосные станции
Пункты сбора, подготовки и перекачки нефти
Магистральные трубопроводы
Внутрипромысловые трубопроводы
Танкеры
26
Хранение Нефтеналивные порты и терминалы
Дожимные насосные станции
Резервуарные парки
Склады для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью свыше 2000 м3
Нефтебазы
Переработка Компрессорные станции
Нефтеперерабатывающее предприятие численностью от 10 человек
Нефтеперерабатывающие заводы
Атмосферно-вакуумные устройства
Продажа АЗС
Нефтебазы
27 Далее планируется рассмотреть возможность классификации объектов по основанию принадлежности объекта к движимому или недвижимому имуществу по текущему законодательству.
28 Как следует из положений ст. 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся все объекты, прочно и неразрывно связанные с землей, которые невозможно переместить без ущерба их назначению, то есть это земельные участки, участки недр, здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. Также к недвижимости законом может быть отнесено и иное имуществ.
29 В Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указана похожая формулировка недвижимых вещей, а также в ст. 1 указано, что к недвижимости также необходимо относить жилые и нежилые помещения и предприятия, являющиеся имущественными комплексами.
30 Кроме того, статья 1 Градостроительного кодекса РФ гласит, что здания, сооружения и незавершенные постройки необходимо относить к объектам капитального строительства, правда, исключая временные постройки, киоски, навесы и иные подобные сооружения.
31 В Письме Минэкономразвития от 11.07.2014 № Д23и-2426 указано, что при разрешении вопроса о признании отдельно взятого имущества недвижимым, необходимо учитывать назначение имущества и обстоятельства, связанные с его созданием.
32 К примеру, рассмотрим вопрос о движимости / недвижимости трубопроводов.
33 Градостроительный кодекс дает перечень линейных объектов (ст. 1): ими являются трубопроводы, автомобильные дороги и железнодорожные линии, а также сооружения подобного характера (к ним также можно отнести линии электропередачи, линейные кабельные сооружения и т.п.). Вопрос о том, являются ли линейные объекты в целом и трубопроводы в частности недвижимостью, решается различными путями, однако мы можем обратиться к судебной практике.
34 В Постановлении по делу № А29-3550/ 2007 от 23.05.2008 Арбитражный суд ВолгоВятского округа установил, что предмет спора в виде газопровода является как подземной, так и надземной постройкой, а также имеет переходы через ручьи. Помимо этого, спроектировано 10 переходов через автомобильные дороги. Следовательно, рассматриваемый газопровод отвечает критериям недвижимого имущества, так как прочно связан с землей и переместить его без несоразмерного ущерба назначению не представляется возможным (Постановление от 23.05.2008 по делу № А29-3550/2007) [5].
35 Также существует судебная практика, позволяющая отнести нефтяные скважины к объектам недвижимости. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.08.2009 по делу № А22-1177/08/14-153, используя аналогичную ссылку на ГК РФ, определил спорные скважины как недвижимое имущество [6].
36 Одними из самых интересных объектов в данной категории будут являться морские плавучие платформы и танкеры.
37 Из Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ст. 376) следует, что существует два условия, при которых возможна регистрация права собственности в реестре строящихся судов: необходимо либо чтобы у судна был заложен киль, либо если выдано экспертное заключение о проведении равноценных строительных работ. По факту регистрации права собственности уполномоченный орган власти выдает свидетельство соответствующего образца.
38 Из указанных ранее ст. 130 ГК РФ и ст. 376 КТМ РФ исходит из того, что морские суда, к которым относятся танкеры, являются недвижимым имуществом.
39 Следующими предлагается рассмотреть морские нефтяные платформы. Существует несколько типов нефтяных платформ:
  • стационарная;
  • свободно закрепленная ко дну;
  • полупогружная буровая платформа;
  • мобильная платформа с выдвижными опорами;
  • буровое судно;
  • плавучее нефтеналивное хранилище;
  • плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти;
  • платформа с растянутыми опорами (плавучее основание с натяжным вертикальным якорным креплением).
40 По вопросу отнесения морской платформы к недвижимому имуществу имеется различная судебная практика.
41 В Арбитражном суде Астраханской области в 2014 году рассматривалось дело № А06-10109/2014. Федеральная налоговая служба начислила компании налог в размере миллиона рублей за период эксплуатации морской нефтяной платформы, а также штрафные санкции и пени. Инспекция посчитала, что нефтяная платформа, возведенная на месторождении Корчагина, относится к транспортным средствам, и на основании этого вывода произвела соответствующие расчеты [7].
42 Арбитражный суд г. Москвы, напротив, посчитал, что данная платформа является недвижимым имуществом, и признал ранее вынесенное решение не имеющим юридической силы. Суд определил морскую платформу как сложный производственный объект, состоящий из жилых и промышленных сооружений, соединенных на постоянной основе и сообщающихся при помощи моста. Платформу также нельзя считать транспортом, поскольку она плотно закреплена на морском дне сваями [8].
43 В рамках данной статьи остановимся также на особенностях правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли с точки зрения антитеррористической защищенности.
44 Изначально следует обратиться к нормам Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В данном законе закреплены понятия объектов топливно-энергетического комплекса: ими считаются те объекты, которые задействованы в отраслях промышленности ТЭК — электроэнергетической, нефтяной, газовой, торфяной, угольной и проч., а также сопутствующие объекты снабжения и обеспечения. Также дано определение линейным объектам, характеризующимся как линейно-протяженные объекты ТЭК, которые используются по своему назначению для передачи энергии или транспортировки ресурсов (такими объектами можно считать линии электропередачи, магистральный трубопроводный транспорт и проч.). Таким образом, в определении упомянуты отдельно объекты нефтяной промышленности, но не перечислены.
45 Немаловажно также то, что отдельная статья данного закона посвящена категорированию объектов топливно-энергетического комплекса. При его проведении учитывается следующая информация:
  • является ли рассматриваемый объект критически важным объектом для инфраструктуры и обеспечения работоспособности ТЭК;
  • возможны ли, и если возможны, то в каких масштабах, социальные и экономические последствия при гипотетической аварии;
  • имеются ли у рассматриваемого объекта критические элементы;
  • имеются ли у рассматриваемого объекта потенциально опасные участки;
  • имеются ли у рассматриваемого объекта уязвимые места.
46 С учетом этих признаков, устанавливаются три категории объектов топливноэнергетического комплекса с точки зрения антитеррористической защищенности — высокой, средней и низкой опасности.
47 Следующим рассматриваемым основанием классификации будет отнесение энергетических объектов нефтяной отрасли к опасным производственным объектам.
48 Согласно нормам Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается 4 категории опасных производственных объектов:
49 I класс — чрезвычайно высокой опасности;
50 II класс — высокой опасности; III класс — средней опасности; IV класс — низкой опасности.
51 Указанная категоризация объектов подводит нас к уже упомянутому ранее Приказу Минэнерго № 48.
52 В приложении к данному приказу предлагается довольно четкое разделение объектов по следующим основаниям:
53 критически важные:
  1. головные и промежуточные нефтеперекачивающие станции;
  2. наливные насосные станции;
  3. нефтеналивные порты и терминалы;
  4. пункты сбора, подготовки и перекачки нефти и газа;
  5. установки подготовки нефти и газа и др.;
54 взрывопожароопасные:
  1. резервуарные парки;
  2. склады для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью свыше 2000 м3;
  3. нефтеперерабатывающее предприятие с численностью не менее 10 человек;
  4. склады взрывчатых веществ и материалов;
55 объекты жизнеобеспечения:
  1. нефтеперерабатывающие заводы;
  2. автозаправочные станции (АЗС), удаленные от соседней АЗС на более чем 50 км.
56 Итак, с учетом вышеизложенного представляется возможным определить, что энергетические объекты нефтяной отрасли — это объекты, предназначенные для разведки, добычи, транспортировки, хранения, продажи нефти и нефтепродуктов. Предложенные определение и классификация энергетических объектов нефтяной отрасли позволяют выявить особенности правового режима данных объектов, выявить пробелы и противоречия в правовом регулировании и сформулировать предложения по их устранению

References

1. Gusyakov V.Yu. Concept and Peculiarities of the Legal Framework of Energy Facilities of the Oil and Gas Sector. Energy Law Forum. 2018. 4. P. 14–19.

2. Korepanov K.V. Legal Regulation of Oil and Gas Transportation by Trunk Pipelines. Thesis of Candidate of Legal Sciences. Moscow. 2016. P. 69–89.

3. Energy Law. General Part. Special Part. Textbook edited by V.V. Romanova, Doctor of Law. Second edition, revised and updated. Moscow : Yurist Publishing House. P. 98–108, s. 361–369.

4. Legal Regulation in the Energy Sector. Textbook / Salieva R.N., Saliev I.R., Popov A.A., Fatkudinov Z.M., Chizhikov Yu.N. Kazan : Publishing House of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. 2015. P. 73.

5. Jungement of the Volga-Vyatka District Commercial Court dated May 23, 2008, on case No. A29-3550/2007 // Garant Information System.

6. Jungement of the Sixteenth Commercial Court of Appeal dated August 5, 2009, on case No. A22-1177/08/14-153 // http://ras.arbitr.ru/

7. Jungement of the Astrakhan Region Commercial Court dated December 26, 2014, on case No. A06-10109/201 4// http:// ras.arbitr.ru/

8. Jungement of the Moscow District Commercial Court dated March 23, 2016, on case No. A40-1715/2015 // http://ras.arbitr.ru/

Comments

No posts found

Write a review
Translate