Законодательное обеспечение рационального недропользования в системе средств достижения энергетической безопасности
Законодательное обеспечение рационального недропользования в системе средств достижения энергетической безопасности
Аннотация
Код статьи
S231243500022044-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Салиева Роза Наильевна 
Аффилиация: Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
16-24
Аннотация

Решение определенных в стратегических документах задач в сфере экологической и энергетической безопасности обеспечивается не только социально-экономическими мероприятиями, но также и соответствующими нормативными правовыми актами, принимаемыми как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов. В целом анализ законодательства показал, что пока не создана системная нормативно-правовая основа, обеспечивающая эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов начиная с этапа поиска и добычи первичных энергоресурсов и до их реализации и потребления. На практике в связи с этим возникают спорные ситуации. Законодательное обеспечение рационального недропользования является одним из правовых средств обеспечения энергетической безопасности в топливно-энергетическом комплексе. Требуется актуализация законодательства о рациональном использовании ресурсов недр, в частности, целесообразно включение понятия «энергетическая безопасность» в законодательство о недрах, закрепление принципов использования энергоресурсов (в том числе первичных), включая принцип обеспечения энергетической безопасности. Имеется потребность в законодательном определении понятия «рациональное использование недр» и в раскрытии его содержания. Развитие и совершенствование законодательства в данном направлении выступает одним из правовых средств обеспечения энергетической безопасности, направленным на предотвращение нерационального использования энергоресурсов.

Ключевые слова
энергетическое право, принципы энергетического права, правовое обеспечение энергетической безопасности, рациональное недропользование, энергоэффективность
Классификатор
Получено
06.08.2018
Дата публикации
30.09.2018
Всего подписок
0
Всего просмотров
205
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1 Развитие экономики в современных условиях предполагает эффективное использование природно-ресурсного потенциала и потенциала топливно-энергетического комплекса, как базовой отрасли экономики. Очевидно, что вместе с экономическими выгодами использование природных ресурсов в целях хозяйственной деятельности приносит и ряд проблем. К таковым относятся проблемы обеспечения устойчивого развития, соблюдения баланса интересов нынешнего и будущих поколений, а также обеспечения промышленной, экологической, энергетической и других видов безопасности. В связи с этим представляется целесообразным изучение вопросов законодательного обеспечения энергетической безопасности в отдельных экономических сферах деятельности хозяйствующих субъектов, а также выявление правовых средств, форм и методов обеспечения энергетической безопасности. В данной статье рассмотрим вопросы законодательного обеспечения рационального недропользования в системе средств достижения энергетической безопасности.
2 Основные направления, способы и средства достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности определены в стратегических и программных документах, в том числе в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Указе Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
3 Достижение результатов в сфере обеспечения национальной, экономической, экологической безопасности осуществляется как за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также за счет комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. К средствам обеспечения национальной, в том числе энергетической, безопасности относятся: совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в данной области, разработка и реализация документов стратегического планирования, использование политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации, обеспечение квалифицированными кадрами. Правовыми средствами обеспечения любого вида безопасности являются нормы права, правоотношения, акты реализации [1]. Достаточное и эффективное законодательство в области обеспечения рационального недропользования выступает одним из средств достижения энергетической безопасности. Для формирования законодательства и его эффективной реализации важное значение имеют принципы.
4 Принцип обеспечения энергетической безопасности является одним из основополагающих принципов государственной энергетической политики. В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» энергетическая безопасность включает: устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители стандартного качества; рост энергоэффективности и энергосбережения; конкурентоспособность отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов; предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов; создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей, производство комплектующего оборудования; стабильное функционирование систем энерго и теплоснабжения.
5 Все перечисленные направления повышения уровня энергетической безопасности прямо или косвенно связаны с необходимостью достаточного обеспечения запасами первичных энергоресурсов (нефти, газа, угля и др.). Получение первичных энергоресурсов связано с недропользованием. В целях обеспечения сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу разрабатываются государственные программы геологического изучения недр, в которых предусматривается: воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих компенсацию их потребления с учетом интересов нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации; обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, мониторинга и охраны геологической среды; повышение эффективности и рациональности использования минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического, агропромышленного и строительного комплексов, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности). Решение перечисленных задач связано с обеспечением рационального недропользования.
6 В целях повышения эффективности государственного регулирования в сфере недропользования Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2003 года № 494-р утверждены «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования». Приказом Минприроды России от 16 июля 2008 года № 151 утверждена Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
7 К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесены, согласно статье 3 Закона РФ «О недрах», установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в частности, организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (Постановление Правительства РФ от 3 мая 2012 г. № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование»). В лицензии при предоставлении недр в пользование наряду с другими указанными в законе условиями должны содержаться условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. С учетом положений стратегических и программных документов требуется актуализация норм законодательства о недрах, направленных на обеспечение рационального пользования недрами. Так, например, Счетной палатой Российской Федерации выявлено, что Минприроды России не разработало и не утвердило порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, предусмотренный пунктом 5.2.6 Положения о Минприроды России, необходимость ведения которого закреплена статьей 30 Закона о недрах. В связи с этим федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд», осуществляющее в соответствии с пунктом 2.2.8 устава, утвержденного приказом Роснедр от 31 августа 2005 года № 917, деятельность по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, руководствуется Инструкцией по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых СССР и Методическим руководством по составлению паспортов объектов учета государственного кадастра месторождений СССР, утвержденными приказом Министерства геологии СССР от 25 июля 1980 года № 312, которые не инкорпорированы в законодательство Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 158-рп [2].
8 Разработка месторождений полезных ископаемых, в том числе нефтяных, осуществляется хозяйствующими субъектами в соответствии с действующим законодательством о недрах на основе лицензий и согласно утвержденным техническим проектам. Основные требования по рациональному использованию и охране недр содержатся в разделе 3 «Рациональное использование и охрана недр» Закона РФ «О недрах». С учетом требований Закона «О недрах» Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 утверждены Правила охраны недр.
9 Надо отметить, что в действующем российском законодательстве о недрах не дается определение рационального использования недр, а установлены в целом требования к разработке месторождений полезных ископаемых.
10 Вместе с тем, на наш взгляд, ощущается потребность в законодательном определении понятия «Рациональное использование недр» и в раскрытии его содержания. Например, хозяйственная деятельность компаний в сфере недропользования приводит к значительным загрязнениям территорий, на которых ведутся работы. Кроме того, внедрение новых технологий, например технологии гидроразрыва пласта в целях увеличения объема добычи, всегда связано с рисками — экологическими, технологическими, техническими и иными, при этом неизученными остаются последствия применения новых технологий.
11 В связи с этим необходимы специальные правила, направленные на регулирование как проектирования разработки месторождения с применением новых технологий, так и непосредственно процесса применения технологий и обеспечения минимизации экологических и иных последствий.
12 Как отмечалось в работе Р.Н. Салиевой [3], в статье 123 Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ под рациональным использованием недр понимается осуществление такого комплекса технических, технологических, правовых, организационных, финансово-кредитных, налоговых и иных мероприятий, которые в процессе изучения, освоения и использования ресурсов недр при соблюдении установленных лимитов, норм, стандартов и правил недропользования дают государству и обществу наибольший социально-экономический эффект от использования природных ресурсов недр. Охрана недр — система мероприятий, осуществляемых с целью наиболее полного (комплексного) извлечения полезных ископаемых из недр и максимально возможного экономически целесообразного уменьшения потерь при разработке месторождений, а также сохранения геологической среды в состоянии равновесия с техногенным воздействием.
13 Как следует из приведенного определения, рациональное использование недр может быть обеспечено комплексом мероприятий — технических, технологических, правовых, организационных, финансово-кредитных, налоговых, приводящих к экономическим выгодам для государства и общества, но при соблюдении установленных в нормативных документах лимитов (ограничений) и норм добычи, стандартов и правил осуществления хозяйственной деятельности, направленной на добычу. Из перечисленных средств обеспечения рационального недропользования для нас представляют наибольший интерес правовые средства. Как выяснили, в российском законе «О недрах» определение рационального недропользования не содержится.
14 В отдельных нормах закона установлены общие требования, в частности, определены требования к разработке месторождений полезных ископаемых. Так, в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. В настоящее время в этой сфере правового регулирования действует Постановление Правительства РФ от 3 марта 2010 года № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (далее — Постановление № 118). В пункте 12 раздела III «Основные требования к содержанию проектной документации» Постановления № 118 установлено, что в проектную документацию включаются:
15 а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
16 б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;
17 в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
18 Основные требования по рациональному использованию и охране недр определены в Правилах охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 6 июня 2003 года № 71, которые содержат ряд требований по охране недр, в частности, должны соблюдаться требования охраны недр при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов пользования недрами. Также приняты подзаконные нормативные правовые акты — ГОСТы, Инструкции, Методические рекомендации, устанавливающие требования, направленные на подготовку технических проектов разработки месторождений, которые должны обеспечивать рациональное использование недр на разных этапах хозяйственной (предпринимательской) деятельности недропользователей.
19 Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что в сфере недропользования возникают споры в связи с нарушением требований рационального использования и охраны недр по следующим основаниям:
20 отсутствие проекта промышленной разработки месторождения либо владельцем лицензии не разработан план мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на производственных объектах; невыполнение уровней добычи нефти, а также количественных показателей по объемам бурения и вводу скважин в установленный проектом период; в проектах разработки месторождений не отражается, в частности, технологический процесс промысловой подготовки газового конденсата, а также комплекс технологических операций по доведению извлеченного газового конденсата до надлежащего стандарта качества; не вносятся своевременно изменения в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
21 Приоритетность минимизации вредного воздействия на окружающую среду хозяйствующими субъектами в сфере недропользования требует законодательного закрепления основополагающего принципа рационального недропользования, защиты окружающей среды в специальных законах.
22 Важное место в работе по совершенствованию законодательства, на наш взгляд, занимает модельное законодательство стран СНГ. В частности, существенное практическое значение приобретают положения модельного Кодекса о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ о рациональном недропользовании, в котором определены как общие положения о рациональном недропользовании, так и специальные требования в сфере проектирования и разработки месторождений полезных ископаемых.
23 Полагаем, что аналогичные определения целесообразно включить в Закон «О недрах».
24 Очевидно, что решение определенных в стратегических документах задач в сфере экологической и энергетической безопасности обеспечивается не только социально-экономическими мероприятиями, но также и соответствующими нормативными правовыми актами, принимаемыми как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов. Особо необходимо отметить целесообразность развития соответствующего законодательства в регионах Российской Федерации. В Энергетической стратегии Российской Федерации отмечено, что стратегической целью региональной энергетической политики является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. При проведении региональной энергетической по литики на территории такой страны, как Россия (с различными природно-климатическими и социально-экономическими условиями), целесообразно учитывать специфику регионов страны, а также принимать во внимание стратегические общегосударственные задачи перспективного развития экономики и энергетики. Например, в Законе РТ от 17 июня 2015 года № 41-ЗРТ
25 «Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года» определено, что целью Стратегии является обеспечение устойчивого развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан и максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения республики. Одной из первых указана задача повышения эффективности геологоразведочных работ, обеспечения рационального недропользования на основе внедрения инновационных технологий полного, энерго и ресурсосберегающего извлечения углеводородного сырья из недр и его комплексной, глубокой переработки. А в статье 4 Закона «О недрах» Республики Татарстан наряду с другими закреплен принцип рационального и комплексного пользования недрами. Статья 73 Закона РТ
26 «О недрах» содержит основные требования по рациональному использованию и охране недр, к которым, в частности, отнесены: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых и другие положения. Каждое из указанных требований рационального пользования недрами предполагает соответствующее нормативное обеспечение. В конечном итоге законодательное регулирование рационального недропользования направлено на стабильное и надежное обеспечение потребностей государства в энергетических ресурсах и создание энергетической безопасности.
27 В действующем законодательстве энергетическая безопасность раскрывается в основном в рамках регулирования отношений в электроэнергетике. Так, в ГК РФ в параграфе 5 «Энергоснабжение» главы 30 речь идет о безопасности энергетических установок, сетей. В Федеральном законе от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» определяется безопасность объектов топливно-энергетического комплекса как состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. В статье 6 Закона РФ
28 «Об электроэнергетике» определено, что к общим принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики относится, в частности, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
29 Представляется, что целесообразно закрепить законодательно понятие энергетической безопасности, а также установить принципы регулирования энергетических отношений в широком понимании, то есть включая все отношения, возникающие в энергетической сфере.
30 Необходимо отметить, что понятие энергетической безопасности содержится в модельном законе ОДКБ «Об энергетической безопасности» [4], в котором закреплено, что «энергетическая безопасность — это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергетике доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения». В целом модельный закон Организации Договора о коллективной безопасности устанавливает общие подходы государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности к организационному и правовому обеспечению энергетической безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности государств. В статье 4 названного закона закреплены принципы обеспечения энергетической безопасности, в числе которых назван принцип предотвращения нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности). Очевидно, что в соответствии с основным принципом эффективного и рационального использования энергетических ресурсов целесообразно сформировать законодательное обеспечение всех этапов производственно-хозяйственной деятельности в области поиска первичных энергоресурсов, а также добычи, переработки, транспортировки, хранения, реализации и их потребления.
31 В целом анализ законодательства показал, что пока не создана системная нормативно-правовая основа, обеспечивающая эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов начиная с этапа поиска и добычи первичных энергоресурсов и до их реализации и потребления. На практике возникают в связи с этим спорные ситуации.
32 В целях построения системного законодательного обеспечения целесообразно было бы уточнить в законодательстве об энергоэффективности, которое непосредственно связано с законодательством о рациональном недропользовании, объект правового регулирования. Например, в Модельном законе стран СНГ об энергосбережении определено, что объектами правового регулирования в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов являются отношения при проведении энергосберегающей политики во всех отраслях экономики и непроизводственной (социальной) сфере, в том числе: при добыче, переработке, транспортировке, производстве, хранении и потреблении всех видов энергетических ресурсов, вторичных энергетических ресурсов; использовании возобновляемых источников энергии; проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на повышение эффективности использования энергетических ресурсов; осуществлении государственного контроля и надзора и надзора за использованием энергетических ресурсов;
33 информационном обеспечении по проблемам энергосбережения, использовании новых источников энергии и видов топлива, средств измерения, регулирования и контроля за расходованием энергетических ресурсов [5].
34 Полагаем, что законодательное обеспечение рационального недропользования является одним из правовых средств обеспечения энергетической безопасности в топливноэнергетическом комплексе. Как верно отмечает В.В. Романова, учитывая, что энергетическая безопасность является составляющей национальной безопасности, надлежащее правовое обеспечение энергетической безопасности является ключевой задачей энергетического правопорядка [6].
35 В целом требуется актуализация законодательства о рациональном использовании ресурсов недр: включение понятия «энергетическая безопасность» в законодательство о недрах; закрепление принципов использования энергоресурсов, включая принцип обеспечения энергетической безопасности. Развитие и совершенствование законодательства в данном направлении является одним из правовых средств повышения эффективности управления в целом минерально-сырьевой базой и в конечном итоге обеспечения энергетической безопасности путем предотвращения нерационального использования энергоресурсов.

Библиография

1. Общая теория государства и права. Т. 2: Теория права / отв. ред. М.Н. Марченко. М. : Зерцало, 2000. С. 436.

2. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. URL: www.ach.gov.ru (www.audit.gov.ru).

3. Салиева Р.Н. Правовые требования к техническим проектам разработки нефтяных месторождений по законодательству России и модельному законодательству стран СНГ / Р.Н. Салиева // Евразийский юридический журнал. 2012. № 12. С. 11–13.

4. Постановление № 10-4.1 Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности «О модельном законе ОДКБ «Об энергетической безопасности» : принято в г. Санкт-Петербурге 13.10.2017 // Сайт Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. URL: http://www. paodkb.ru/

5. Модельный закон «Об энергосбережении» : принят в г. Санкт-Петербурге 08.12.1998 Постановлением 12-5 на 12-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 1999. № 20. С. 84–97.

6. Романова В.В. Проблемные аспекты и задачи правового обеспечения энергетической безопасности / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2017. № 3. С. 10 ; Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. М. : Издательство «Юрист», 2016. С. 14–20.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести